Т.В. Колбасова

Собрание архимандрита Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря Иннокентия (Порецкого)

Из истории художественной жизни Ростова первой половины XIX века

Иллюстрации

Архимандрит Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря Иннокентий (в миру Иоанн Андреевич Порецкий. 1771-1847) вошел в историю не только как настоятель монастыря периода его расцвета, когда обитель была возведена на степень монастырей первого класса, а 14 июня по указу св. Синода монастырю присвоено наименование Спасо-Яковлевский Димитриев, но и как покровитель искусства, сыгравший заметную роль в художественной жизни города этого времени1.

По словам А.А. Титова «цветущее время финифтяного мастерства в Ростове относится к тридцатым годам текущего столетия; тогда, более ежели в настоящее время, преобладал в этом мастерстве художественный элемент. Поощряемые архимандритом Спасо-Яковлевского монастыря Иннокентием (память о котором до сих пор живет в народе, как память мастера художника), мастера всегда находили заказы и верный сбыт своих истинно артистических произведений…»2.

И сам архимандрит, столь тонкий ценитель искусства, имел свое художественное собрание. Свидетельство об этом встретилось в книге известного московского писателя А.Н. Муравьева «Путешествие ко святым местам русским» посетившего Спасо-Яковлевский монастырь в 1836 г.: «Тогда же посетил я Архимандрита И…., достойного племянника Амфилохия. – Дряхлый старец, удрученный болезнями, с трудом мог подняться с своих кресел, чтобы приветствовать во мне прежнего своего знакомца. …Невольно взглянул я на лампаду, висевшую пред иконами, которые занимали весь передний угол тесной комнаты и два соседние окна, а два противоположные стены были убраны множеством портретов духовных особ.

- В таком благочестивом обществе препровождаете вы все дни ваши, сказал я Архимандриту.

- « Извольте посмотреть, государь мой, смиренно отвечал он, вот на правую руку от меня святые угодники, прославившие своею жизнию Господа, а вот налево благочестивые мужи, шедшие по следам их: но поелику они еще не удостоились прославления свыше, то чтобы не смешать горнего с дольним, между ними утвердися здесь пропасть велика, – я сам с моими немощами и грехами!»3.

23 февраля 1847 года архимандрит Иннокентий скончался, не оставив завещания. Права на наследство умершего «предъявили ростовского уезда священник села Талиц Андрей Симеонов и сестра его села Сельца священническая жена Ирина Семенова и диакон села Поречья Рыбного Николай Писаревский за родную дочь свою девицу Марью… Означенные просители умершему Архимандриту Иннокентию состоя первые двое родные племянник и племянница рожденные от родного брата покойнаго Архимандрита диакона Симеона; а последняя внука рожденная от дочери сего Диакона Симеона Клавдии бывшей в замужестве за диаконом Писаревским…»4.

Однако, архимандрит Поликарп, нашел, что некоторые предметы, должны остаться в монастыре: «…В оном суде производится дело, – пишет он в Ростовский уездный суд, – о келейном имуществе, оставшемся по кончине предместника моего, бывшего настоятеля показанного монастыря Архимандрита Иннокентия, следующим к отдаче родственникам его, но до решения хранящимся еще в монастыре, в коем имуществе из числа наперсных крестов в одном, значущемся по описи под № 6 финифтяном в оправе с сиянием золотым с короною и цепочкою таковыми же весом в 54 золотника, хранится как по надписи на кресте оказалось и есть часть в воскомастике древа животворящего Креста Господня, о которой в описи умолчено, и которой вынять невозможно, поелику самый крест, имеющий священное изображение, устроен собственно для оной части древа Господня, и потому я долгом своим счел довесть о сей Священной вещи до сведения и разсмотрения онаго Уезднаго Суда»5. Вероятно именно с эти наперсным крестом изображен архимандрит Иннокентий на портрете 1843 г. из собрания Ростовского музея. (рис. 1, 2)

Кроме того, по отношению архимандрита Поликарпа должны были быть оставлены в монастыре «…из вписанных ошибкою в опись имения вещей, именно: часы столовые с четвертями, числами и лунным течением, в футляре, оклеенном красным деревом, пожертвованные монастырю рясофорным монахом онаго Феодосием Савостиным, скончавшимся в 1828 году, о принадлежности коих монастырю именно значится в прилагаемой у сего, оказавшейся после описи при делах копии с некрологического Акта о нем Феодосии, утвержденный своеручными подписями О. Архимандрита Иннокентия…»6 и, для доказательства этого, прилагалось копия с «Описания жизни О. Феодосия инока рясофорного и с ним в гроб положеннаго»7. Кроме того, позднее, архимандрит Поликарп «…уездному суду в отношении объяснил: что из числа 9 наперсных крестов, в описи значущихся первый многоценный Всемилостивейшее пожаловнный покойному Архимандриту Иннокентию, составленный из камней лиловаго цвета, осыпанный бриллиантами, не имеющий священного изображения, следует к отдаче наследникам; а прочее восемь крестов малоценные, употребляемые при священнослужениях как имеющие на себе с обоих сторон к вынятию неудобныя и некоторыя с святыми мощами, должны поступить для хранения в Монастырскую ризницу…»8.

Наконец 17 февраля 1849 г. общее присутствие определило: «…из числа 9 наперсных крестов предоставить наследникам один только Многоценный Всемилостивейшее пожалованный покойному Архимандриту Иннокентию, составленный из камней лилового цвета, осыпанных бриллиантами, не имеющие священного изображения (архимандрит Иннокентий изображен с этим крестом на портрете, из собрания ГМЗ РК – ТК. (Рис. 3, 4), а прочие восемь крестов как имеющие на себе с обоих сторон священные изображения к вынятию неудобные, и некоторые с святыми мощами, оставить в монастырской ризнице равно так же изключить из описи часы и книги которые просит настоящий настоятель монастыря Архимандрит Поликарп а за сим изключением к прочему имуществу признать наследниками помянутых лиц. Именно: священника села Талиц Андрея Семенова, сестру ево священническую жену Ирину Семенову и родную дочь диакона Писаревскорго Марию, с тем, чтобы они приняли на свою ответственность и все обязанности изложенные в 1040 ст. того же 10 тома то есть: платить все долги покойного Архимандрита, если таковыя в последствии окажутся на нем о чем и объявить им с подписками чрез ростовское духовное правление… о решении сем уведомить Настоятеля Спасо-Яковлевского монастыря Архимандрита Поликарпа…»9.

Таким образом, детям и внукам родного брата архимандрита Иннокентия дьякона Симеона по наследству перешли, находящиеся в келье архимандрита Иннокентия иконы, портреты духовных лиц, библиотека и келейное имущество. Дальнейшая судьба произведений искусства неизвестна, но ясно одно, что собрание, отражающее вкусы и пристрастия знаменитого архимандрита утратило цельность, было разрознено. Единственное, что помогает воссоздать его состав – публикуемая ниже «Опись оставшемуся после скончавшегося в 27 число февраля 1847 года Настоятеля Ставропигиального Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго Димитриева Монастыря Архимандрита и кавалера Иннокентия, собственному Его келейному имуществу…», хранящаяся в Ростовском филиале Государственного архива Ярославской области.

Документ начинается с перечисления находящихся в келье архимандрита икон. Значительную их часть составляют образы ростово-ярославских чудотворцев, новоявленных русских святых: например, две иконы св. Митрофана «оба живописные мерою в 6ть вершков»10. Из переписки архимандрита Иннокентия известно, что икону св. Митрофана он получил в 1834 г. от архиепископа Воронежского Антония (Смирницкого): «Высокопреподобный Отец Архимандрит Возлюбленный о Господе Брат и Сослужитель!- пишет архиепископ Антоний, – Ваше Высокопреподобие много меня одолжили своими Отцедружескими Всеприятными подарками. Прошу и от моего недсотоинства принять с сею почтою посылаемою святителя Митрофана икону лучшего я у себя ничего не имею… Возлюбленным о Господе Брате и Сослужителе усерднейшим слугою Богомольцем смиренный Антоний Архиепископ Воронежский и Задонский. 15 апреля 1834 года Воронеж»11. Икону св. Митрофана о. Иннокентий мог привезти с собой из Воронежа, куда совершил поломничество в 1836 г.12

У архимандрита Иннокентия было значительное собрание портретов духовных лиц, как об этом свидетельствует и посетивший его писатель А.Н. Муравьев. Опись позволяет воссоздать состав этой галереи выдающихся деятелей русской церкви. Прежде всего – это портреты Ростовских и Ярославских владык: митрополита Арсения (Мацеевича); епископа Афанасия (Вольхоского); архиепископов Арсения (Верещагина); Симеона (Крылова-Платонова); Павла (Понаморева); Авраама (Шумилина) и Евгения (Казанцева). «Все мерою по 10 вершков в рамах черных» – указано в описи. Это говорит о том, что были созданы они, скорее всего, одновременно по одному заказу, возможно в Ростове. Однако, сохранилось свидетельство о присылке портретов по просьбе архимандрита Иннокентия из других городов. В частности, епископ Вологодский Стефан в 1831 г. прислал в Ростов портрет преосвященного Вологодского Арсения13, сопроводив следующим письмом: «Ваше высокопреподобие Достопочтенный отец Архимандрит. Икону Святителя Христова Димитрия Чудотворца Ростовского и книжица службы ему при почтеннейшем письме Вашем ко мне получены …, но как он протоиерей Ермилов объявил мне Вашего Высокопреподобия желание иметь портрет преосвященного Вологодского Арсения, то я и велел с портрета его снять копию, которую в знак особеннага моего к вашему высокопреподобию почитания и душевной преданности при сем препровождаю, прося покорнейше принять оную. – Многие люди в Вологде как духовного, так и светского состояния весьма твердо помнят покойнаго преосвященнаго Арсения, – и все утверждают, что портрет его совершенен; а протоиерей Вологодской Градской церкви Владимирской Михаил Васильевский был даже исполнителем воли преосвященного, как должен живописец писать его портрет. Он протоиерей Васильевский был тогда… ? бурсы семинарской, а жил при преосвященном. Портрет так точно написан, как изволите видеть в копии. Стефан епископ Вологодский14. 28 ноября 1831 года»15.

Значительную часть собрания архимандрита Иннокентия, согласно описи, составляли портреты выдающихся деятелей русской церкви: митрополита С.-Петербургского Антония (Рафальского); митрополита московского Платона (Левшина) «в гробе почивающаго»; епископа Уфимского Августина (Сахарова); митрополита С.-Петербургского Михаила (Десницкого); архиепископа московского Августина (Виноградского); митрополита московского Филарета (Дроздова) и многих других. В его собрании был портрет архиепископа Воронежского Антония (Смирницкого). Известно, что в 1832 г. в Спасо-Яковлевский монастырь из Воронежа был прислан портрет владыки Антония (Смирницкого). Эконом Воронежского архиерейского дома иеромонах Виктор писал наместнику Флавиану: «Ваше Высокопреподобие достопочтеннейший и любезный о Христе брат Отец Наместник Флавиан!...- наконец согласился наш благодетельный Преосвященный Антоний портрет списанный с себя отправить Вам, и приказал написать так: «посылается портрет с служителя Антония Великаго святителя Митрофана усердствующим ко мне отцу Архимандриту Иннокентию и наместнику Флавиану»… Иеромонах Виктор Воронеж, 5 августа 1832 г.»16.

Однако, в описи имущества значится только эстамп, присланный из Воронежа двумя годами позже: «Получ. Июня 15 го д. 1834 го с портретом Преосв. Антония через благородных девиц Марию и Феодору. Христос Воскресе Милостивый государь и благодетель мой отец Наместник. Сердечно желаю Вам Доброва здоровья и всякого благополучия чувствительно благодарю Вас за Вашу хлеб соль за приют… Его Высокопреосвященный от меня грешного ваш принял поклон как было видно их весьма сим довольны. А я в знак моего к Вам Памятствования с сими странствующими барышнями посылаю к Вам печатный портрет Его Высокопреосвященства. Прошу Вас сделать на них хорошенькую рамочку. По Вашей милости с ними же посылаю такой же портрет отцу архимандриту Антонию к Троице. И буде Вам еще нужны они будут для ково пишите ко мне буду высылать с почтою… Николай Кривошеин. Воронеж»17.

В собрании портретов было несколько изображений гробового иеромонаха Амфилохия. Большой живописный – мерою «в одну с четвертью»18; памятный также живописный – в «большом размере, в раме позолоченной в гробе лежащего»19. Камерные парные портреты: «священно Архимандрита Иннокентия здешней обители и Гробоваго иеромонаха Амфилохия, оба живописные в малом виде на жести в рамах бронзовых», гравированный портрет – «эстамп Гробового иеромонаха Амфилохия»20. Как известно, именно архимандрит Иннокентий был инициатором создания гравированного портрета знаменитого старца21. Нет ничего удивительного в том, что Иннокентий хранил столько портретов иеромонаха Амфилохия. Они были связаны не только родственными, но и духовными узами. Под руководством Амфилохия овдовевший священник села Поречья Иоанн Порецкий готовился к принятию монашества, живя в его келье.

Среди портретов светских в описи значатся: «эстамп императорской фамилии в 8 вершков; еще на малом листе трех лиц Августейшей фамилии в раме бронзовой, позолоченной с гербом». Три миниатюрные портрета знаменитых благотворителей обители – «графа Алексея Григорьевича Орлова, его супруги и дщери в золотой оправе». Отдельную группу составляют изображения людей близких Иннокентию, его родственников: «родительницы покойнаго Архимандрита Иннокентия и Брата Его диакона Симеона».

В фондах Ростовского музея хранится, поступивший в 1884 г. в дар от Анастасии Михайловны Смолиной портрет Домны, матери архимандрита Иннокентия22 (рис. 5). На портрете изображена немолодая женщина с крупными волевыми чертами лица. Портрет, очевидно, является посмертным, образ совершенно статичен. Тем не менее, в осанке, манере держатся, во взгляде и выражении лица читается незаурядный человеческий характер. На обороте портрета рукой сына – знаменитого архимандрита, сделана надпись: «Раба Божия Домна/ дрожайшая и … моя родительница родилась 1750 г. генваря …в замужество поступила 1772 г. овдовела 1809 г. Июля 22 дня, скончалась 1826 марта 6 го дня в субботу 1 недели Великого поста по утру в 30 минут четвертого часа в благовест к завтрене, в болезни страдала 5 лет 7 месяцов и 9 дней». Собственноручная подпись на обороте свидетельствует о принадлежности портрета к собранию архимандрита Иннокентия.

Ранее было известно только о существовании портретной галереи в настоятельском корпусе Ростовского Спасо-Яковлесвкого монастыря23. Обнаруженная и публикуемая ниже опись свидетельствует еще об одном значительном разнообразном по составу портретном собрании в Ростове в первой половине XIX в.

Приложение

Опись оставшемуся после скончавшегося в 27 число февраля 1847 года Настоятеля Ставропигиального Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго Димитриева Монастыря Архимандрита и кавалера Иннокентия, собственному Его келейному имуществу, составленная при благочинном Ставропигиальных Монастырей Московском Донском Архимандрите Феофане, при частном приставе Градской полиции Филлипе Климовиче Начике, при казначее Монастыря иеромонахе Поликарпе и при нижеподписавшихся Родственниках преставльшагося Архимандрита Иннокентия. Марта дня 1847 года.

Образа

1. Образ Распятия Господня с предстоящими Резный позолоченый Мерою в 10 вершков, и над оным три малые образа разных Святых, в раме позолоченой, с короною.
2. Образ Распятия ж Господня отливный под вид мрамора, на деревянном кресте мерою в Аршин.
3. Образ Спасителев живописный на дске мерою в три четверти аршина, без рамы.
4. Образ Воскресения Христова резной на кости, мерою в 6ть вершков, в раме столярной окрашеной.
5. Образ Спасителев с предстоящими Новгородскими чудотворцами мерою в 7 вершков живописный.
6. Образ Тихвинския Божия Матери, греческаго письма мерою в Аршин с четвертью, в раме позолоченой на полимент.
7. Образ Толгския Божия Матери греческаго письма мерою в три четверти аршина в раме с порезкою позолоченой по полименту.
На оном образе венецец серебряной 84 проб. в 30 зол. по 17 в 5 р. 10 к.
8. Образ Божия Матери Озеранския, лучшаго иконнаго художества мерою в 8 вершков в раме резной позолоченой наполимент.
9. Образ Божия Матери под названием – утоление злых Сердец, мерою в 8 вершков, в раме обложенной фольгою.
Л. 7 (об.)
10. Образ Божия Матери Явления Преподобному Сергию, живописный мерою в 8 вершков, обложен уским серебреным окладом.
в котором окладе весу серебра 84 пр 16 зол по 17 ко в 2 р. 72 к.
11. Образ Знамения Божия Матери, в Ризе серебреной, позолоченой Мерою в 6ть вершков в ризе весу серебра 1фу по 20 к зол 19 р. 20 к.
12. На оном образе в привесе крест малой серебреной в 10 зол 1 р. 60 к.
13. Образ Коронования Божия Матери, иконнаго художества.
14. Образ Софии Премудрости Божия, с предстоящими Новгородскими Чудотворцами иконнаго письма мерою в 10 ть вершков.
15. Образ Божия Матери Владимирския с предстоящими в Молении Московскими чудотворцами, мерою в 10 вер.
16. Образ Владимирския ж Божия Матери с предстоящими в молении Владимирскими чудотворцами в 8 и вершков.
17. Образ Успения Божия Матери, резной, мерою в 8 и вершков.
18. Божия Матери Боголюбския, в раме местами позолоченой.
19. Два образа Печерских Чудотворцев мерою по 10ти вершков.
20. Образ Главы Предтечевы, мерою в 6 ти вершков.
21. Образ Св. Апостола Иоанна Богослова с Преп. Аврамием Ростовским Чудотворцем, с отливным медным крестом в меру чудотворнаго.
22. Образ Св. Апостолов Петра и Павла, резной костяной мерою в 6ти вершков.
23. Образ Божия Матери с Предвечным Младенцем, возлагающим Перстень на Перст Великомученицы Екатерины, живописный, мерою в 10 ть вершков.
24. Образ Преподобнаго Геннадия Любимоградского, живописный, мерою в 6 ть вершков
25. Образ Божия Матери Троеручицы, живописный мерою в 5 вершков, в раме обложенной фольгою.
Л. 8
26. Образ Святителя Митрофана, живописный в 6ть вершков.
27. Образ Сего Святителя живописный мерою в 6ть вершков.
28. Образ Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев живописный в 8 и вершков.
29. Образ Преп. Даниила Переславскаго чудотворца, живописный мерою в 6 ть вершков в окладе медном позолоченом.
30. Образ Преп. Сергия Радонежскаго Чудотворца, при гробе Родителей своих предстоящаго, обложенный фольговою уборкою, мерою в 7 вершков.
31. Образ Югския Божия Матери, с преподобным Дорофеем Молящимся, фольговый с рамою фольговою ж мерою в 9 ть вершков.
32. Образ Пр. Дорофея ж в молении Божией Матери на дереве, Резный в 6ть вершков на фольге.
33. Образ Святителя Арсения и Благовернаго князя Михаила Тверских, живописный, мерою в 7м вершков.
34. Образ Святителей Иакова, Димитрия, Иннокентия и Митрофана, мерою в 7 м вершков.
35. Образ Святителя Николая, живописный мерою в 10 вершков.
36. Образ Преп. Никиты Столпника, мерою в 7 вершков, в узком серебряном окладе в коем весу 10 зол. – 1 р. 70 к.
37. Образ Спасителя исцеляющаго Разслабленнаго , мерою в 6 вершков, в окладе серебряном басменом, в котором весу 8 золотников, по 17 ко золотник – 1 р. 36 к.
38. Четыре образа Господа Саваофа, Спасителя, Божия Матери и Иоанна Богослова, живописные на 6ти вершковых досках.
39. Образ Святителя Николая, вышитый из разных бисеров, мерою в 7 вершков, в раме выкрашенной голубою полосатою краскою.
Л. 8 (об.)
40. Образ Святителя Николая, живописный мерою в 10 вершков, в раме с порезкою позолоченой по полименту.
41. Образ Святителя Иакова Епископа фольговый в раме под стеклом, мерою в 10 вершков.
42. Образ Святителя Димитрия фольговый ж в раме за стеклом мерою в 10 вершков.
43. Образ обоих Святителей Иакова и Димитрия, живописный мерою в 8 вершков.
44. Образ Преп. Нила Столбенскаго, мерою в 8 вершков.
45. Образ Святителя Афанасия Лубенскаго, мерою в 8 вершков.
46. Образ Святителя Димитрия в молении пред Распятием Господним, живописный мерою в 11 вершков, в окладе серебреном чеканном, позолоченом, в коем весу 20 зол, в 3 р. 40 к.
47. Образ Великомученицы Екатерины, живописный, мерою в 6ть вершков.
48. Образ Великомученицы Варвары, живописный, мерою в 6 ть вершков.
49. Образ Преподобнаго Алексия Человека Божия, фольговый мерою в 5 вершков.
50. Образ Трех Святителей Вселенских, мерою в 4 вершка с венцом и окладом фольговым.
51. Образ Св. Апостола Иоанна Богослова, живописный на полотне, мерою в аршин, в раме позолоченой.
52. Образ Святителя Иннокентия Иркутскаго, мерою в аршин с четвертью, в раме, позолоченой.
53. Вид открытой раки и почивающих в ней Св. мощей Святителя Димитрия с предстоящим гробовым Иеромонахом Амфилохием в 14 вершков в раме с резьбою позолоченой по полименту.
54. Образ Спасителя живописный, на малой круглой дске в окладе медном позолоченом.
Л. 9.
55. Образ Божия Матере, Всех скорбящих радосте, мерою в 3 вершка, на оном оклад серебреной белой с тремя венцами малыми в коих весу 12 зол по 17 ко золотник – 2 р. 4 к.
56. Образ Святителя Иннокентия Иркутскаго, живописный мерою в 5ти вершков, на кипарисной дске.
57. Образ Божия Матери с предвечным спящим младенцем и с младенцем же Предтечею Стоящим, вышит из разных бисеров, мерою в 5ть вершков, в раме черной с позолотою.
58. Образ Божия Матери с предстоящими на воздусе Преподобными Антонием и Феодосием, и в низу с церковию Печерскою, живописный мерою в 8 вершков.
59. Образ Спасителя седящаго на престоле, финифтовый мерою в 2 вершка в медной оправе.
60. Образ Тихвинския Божия Матери, финифтовый в медной ж оправе.
61. Изображение Тихона Епископа Задонскаго, финифтовый мерою в 3 вершка, в медной оправе.
62. Образ Спасителев, живописный в 7 вершков, на оном венец серебряный чеканной с позолотою.
63. Образ Божия Матери живописный мерою в 7 вершков с венцом серебреным чеканным.
64. Образ Св. Иоанна Предтечи, жвописный мерою в 7 вершков на оном венец серебреной чеканной позолоченой во всех трех венцах весу серебра 84 про 54 зол по 17 к за золот – 9 р. 18 к.
65. Образ Преподобнаго Сергия Радонежскаго чудотворца, на финифте, обложенный бусами и оправленный в фольговое украшение, за стеклом.
66. Образ Божия Матери Луженския в 3 вершка в медной рамочке.
67. Образ Божия Матери явления Преподобному Сергию на финифте в 3 вершка в окладе чеканном медном.
68. Образ Св. Иоанна Златоустаго с Апостолом Павлом и Великомученицею Варварою мерою в 3 четверти аршина.
Л. 9 (об.)
69. Образ Тайныя Вечери Господа вышитый бисерами мерою в 12 вершков, в раме черной с позолотою за стеклом.
70. Вид Свято Троицкия Сергиевы Лавры, также вышитый разными бисерами, мерою в 6 ть вершков, в раме белой за стеклом.

Эстампы на бумаге

71 Образ Христа Спасителя в терновом венце, под одною чертою изображенный.
72. Вид Ниловой пустыни на большом листе в раме за стеклом – в 1 р. 50 к.
73. Вид Гробницы Св. Благовернаго князя Александра Невскаго – 20 к.
74. Избиение св. Первомученика Архидиакона Стефана – 50 к.
75. Вид Валаамской Пустыни – 20 к.
76. Афанасия, патриарха Иерусалимскаго – 10 к.
77. Преосвященнаго Антония митрополита С.Петербургскаго – 20 к.
78. Преосвященнаго Платона митрополита московскаго в гробе почивающаго – 30 к.
79. Преосвященнаго Августина епископа Уфимскаго – 10 к.
80. Архимандрита Паисия Молдовлахийскаго – 3 к.
81. Преосвященнаго Михаила Митрополита С.Петербургскаго – 25 к.
82. Вид Юрьева Новгородского монастыря в раме за стеклом – 60 к.

Портреты на холсте

83. Преосвященнаго Иннокентия епископа Пензенскаго в раме с порескою позолоченой мерою в 14 вершков – 2 р.
84. Преосвященнаго Тихона епископа Воронежскаго, в 1 с четвертью – 1 р.
85. Гробоваго старца Амфилохия здешняго монастыря в 1 с четвертью – 1 р. 50 к.
86. Архимандрита Аврамия онаго монастыря мерою 1 аршин – 50 к.
Л. 10.
87. Преосвященнаго митрополита Арсения
88. Архиепископа Павла
89. Архиепископа Симеона.
90. Епископа Афанасия ростовских.
91. Архиепископа Авраама.
92. Архиепископа Евгения Ярославских.
93. Митрополита Самуила Киевского.
94. Митрополита Платона Московскаго.
95. Арсения Архиепископа ростовскаго.
Все мерою по 10 вершков в рамах черных, за все положено 2 р. 25 к.

Эстампы на бумаге

96. Преосвященнаго Августина Архиепископа московскаго – 10 к.
97. Преосвященнаго Евгения Архиепископа Болгара Сербскаго– 10 к.
98. Игумена Назария Валимскаго – 10 к.
99. Преосвященнаго Филарета митрополита московскаго– 10 к.
100. Преосвященнаго митрополита Евгения Киевскаго – 20 к.
101. Преосвященнаго Серафима митрополита С.Петербургскаго – 20 к.
102. Преосвященнаго Мисаила митрополита, блюстителя Гроба Господня – 10 к.
103. Священно Архимандрита Иннокентия здешней обители – 50 к.
104. Гробоваго иеромонаха Амфилохия – 50 к.
Оба живописные в малом виде на жести в рамках бронзовых
105. Преосвященнаго Антония Архиепископа Воронежскаго – 10 к.
106. Преосвященнаго Филарета митрополита Киевскаго – 10 к.
107. Протопресвитера Иакова московскаго Успенскаго собора – 10 к.
108. Архимандрита Афанасия Греческаго – 10 к.
109. Гробоваго старца Амфилохия – 20 к.
110. Тимофея юродиваго – 10 к.
(л. 10 об.)
111. Эстамп Императорской фамилии в 8 вершков – 10 к.
112. Еще на малом листе трех Лиц Августейшей фамилии в раме бронзовой позолоченной с гербом – 1 р.
113. три малые портрета на кости писанные графа Алексея Григорьевича Орлова, Его Супруги и дщери, в золотой оправе – 10 р.

Портреты

114. Родительницы покойнаго Архимандрита Иннокентия – 25 к.
115. Брата Его диакона Симеона – 1 р.
116. два портрета Марфы и Стефана юродивых – 20 к.
117. Гробоваго иеромонаха Амфилохия, в Гробе лежащего в большом размере, в раме позолоченной – 1 р.
118. Преосвященнаго Илариона митрополита Суздальского, в раме простой – 20 к.
119. Феофана архимандрита Новоезерскаго в 8 вер. – 15 к.
120. Арсения митрополита мерою в аршин – 25 к.
121. Архиепископа Павла Ярославскаго, в аршин – 25 к.
122. Портрет графа Сперанскаго, мерою в аршин 1 р.

Наперсныя кресты

123. I. Всемилостивейше пожалованный в 1844 году, составленный из двенадцати лиловаго цвета Аметистов, осыпанных мелкими Брилиантами и вверху в место короны такой же камень поболее прочих, осыпанный в два ряда брилиантами.
При нем цепочка золота весом в шесть золотников.
124. II. Составленный из двенадцати камней светлолиловых, в средине Образ Нерукотворенный на финифте малый, в оправе позолоченой в короне таковою ж.
Л. 11
125. III. Малый серебреный резной позолоченой, на верхней стороне выгравировано Распятие Господне, а на исподней образ Божией Матери, весом в 11 золотников – в церковь.
126. IV. Крест французскаго золота, на лицевой стороне написано красками Распятие Господне а назадней резное, с короною и цепочкою таковыми ж, весу в нем с цепочкою пятьдесят золотников – в церковь.
127. V. Крест серебреный позолоченый тонкой в виде коробочки с мощами Преподобнаго Нила Столбенскаго – в церковь.
128. VI. Крест финифтяный в оправе золотой с сиянием, короною и цепочкою таковыми ж весом в 54 золотника.
129. VII. Крест малый перламутовый в серебряной оправе весом в три золотника
130. VIII. Крест перламутовый, в оправе серебряной, позолоченой, назади вырезан Образ Божия Матери Боголюбския весом в шесть золотников.
131. IX. Крест медной позолоченой с цепочкою таковою же.
132. X. Образ Христа Спасителя в молении, живописный мерою в два вершка, в бронзовой позолоченой оправе.

Вещи

133. 1. Часы карманныя в золотом корпусе лондонские с репетицею, мастера Nорда за №1749, весом в тридцать девять золотников, с двумя ключиками такими ж – 50 р.
134. II. Часы карманныя ж горизонтальные с цепочкою и двумя печатьми позолочеными весом в пятьдесят золотников.
135. III. Часы столовые с четвертями числами и лунным течением, в футляре оклеенном красным деревом – 50 р.
л. 11 (об.)

Камилавки и клобуки

136. I. Камилавка пуховая с клобуком креповым в 2 р.
137. II. Камилавка пуховая ж с клобуком креповым в 2 р.
138. III. Камилавка бархатная с клобуком креповым в 1 р. 50 к.
139. IV. Камилавка граденапелевая с клобуком креповым в 1 р. 50 к.
140. V. Камилавка бархатная без клобука 25 к.
141. VI. Креп новый шесть аршин с половиною в 6 р. 50 к.

Одеяние

142. Ряса гарденапелю чернаго, подложена гранитуром светло-лиловаго цвета – 15 р.
143. Ряса саржированая черная, подложена гарнитуром голубым – 15 р.
144. Ряса саржированая черная, подложена гарнитуром зеленым – 15 р.
145. Ряса граденапелю чернаго, подложена гранитуром лиловым – 8 р.
146. Ряса граденапелю чернаго с полурукавками, подложена гранитуром лиловым – 3 р.
147. Ряса викториновая черная с полурукавками подложена тавтою лиловою – 2 р.
148. Ряса суконная черная подложена саржею шелковою – 3 р.
149. Ряса Гранитуровая черная ветхая – 1 р.
150. Ряса темногвоздичной материи называемой сандук, подложена фланелью синею – 8 р.
151. Ряса байковая черная без подкладки – 1 р. 50 к.
152. Ряса теплая, на лисьем чернобуром меху покрыта рацемором черным – 100 р.
153. Ряса на лисьем желтом меху, покрыта сентюром черным – 30 р.
154. Ряса на лисьем ж меху, покрыта гранапелем черным – 30 р.
Л. 12
155. Рукав бархата зеленаго, на лисьем чернобуром меху опушен черным соболем – 15 р.
156. Подрясник канлета светлолиловаго цвета, подложен тафтою полинялою – 2 р.
157. Подрясник левантину зеленаго, подложен тафтою полинялою – 2 р.
158. Подрясник Гранитура синяго на вате, подложен тафтою черною – 3 р.
159. Подрясник левантину дикаго на вате, подложен тафтою полинялою – 3 р.
160. Подрясник байковый зеленый без подкладки – 2 р.

Поясы

161. I. шитый по канве темнолиловый с травами, подложен атласом зеленым – 2 р.
162. II. шитый по канве ж полосатый красный – 40 к.
163. III. шитый по канве ж с голубыми и красными полосами – 30 к.
164. IV. так же шитый по канве темновишневаго цвета с разными травами – 20 к.
165. V. пояс такой же с зелеными цветами – 20 к.
166. VI. клетчатой из разных шерстяных синелей – 50 к.
167. фуфайка и штаны замшаные 1 р. 50 к.
168. пять фуфаяк разных поношеных – 1 р.

Белья

169. Рубах полотняных двадцать пять – за все 10 р.
170. Порток тринадцать – за все 2 р. 60 к.
171. Полотенец двадцать семь по 10 к. за каждое – 2 р. 70 к.
172. Салфетка белая на стол одна – 50 к.
173. Салфеточнаго и скатернаго полотна разнаго 10 кусков – в 21 р.
Л. 12 (об.)
174. Салфеток синих, с красными травами две – 1 р.
175. Полотна на свитки шесть катков мерою 120 по 20 ко – 24 р.
176. Ситцу травчатаго два куска в 90 аршин по 10 – 9 р.
177. Ситцу синяго травчатаго один кусок в 52 по 10 к. – 5 р. 20 к.
178. Платков синих карманных новых – 12 по 15 – 1 р. 80 к.
179. еще платков клетчатых – 10 по 15 – 1 р. 50 к.
180. чулок нитяных и белевых – 24 пары – 2 р. 40 к.
181. чулок шерстяных 12 пар – 1 р. 20 к.
182. чулок лосинных одна пара – 15 к.
183. два остатка миткалю – 10 – 1 р.
184. бархату неразрезнаго синяго – 16 по 1 – 16 р.
185. Викторину чернаго – 13 по 50 – 6 р. 50 к.
186. камлоту шерстянаго – 14 по 50 – 7 р.
187. гранитура лиловаго – 16 по 50 – 8 р.
188. тику полосатаго 8 по 10 к. – 80 к.
189. перина пуховая, наволочка пестрядки мелкополосной – 6 р.
190. подушак пуховых три, с белыми наволочками – 1 р. 50 к.
191. покрывало нитяное челночками – 1 р. 50 к.
192. одеяло шерстяное вязеное полосатое на голубой фланели – 2 р.
192. трость камышевая без колена с набалдашником серебряным позолоченым – 1 р. 50 к.
193. трость камышевая ж без колена с набалдашником перламутовым в оправе серебряной – 1 р.
194. трость камышевая ж с костяною клюшкою и серебряною под нею оправою – 1 р.
195. трость малороссийскаго дерева с сучками и клюшкою деревянною – 25 к.
196. две трости коленчатой тресты, одна с корнем – 50 к.

Чотки

197. 1. Аметистовые с таким же крестом светлолиловые – 5 р.
198. II. Гризинскаго перламенту – 1 р.
199. трои чотки перламутовыя – 1 р. 50 к.
200. IV. Корольковые белые – 1 р.
201. V. Кокосовые черные – 2 р.
202. VI. Чотки из состава морской лавы – 30 к.
203. VII. Семеры четки кокосовые черные – 70 к.
204. VIII. Пятеры чотки кокосовые помелчее первых – 50 к.
205. IX. Чотки зеленые каменные – 1 р.
206. X. чотки из травы Богородичной – 20 к.
207. XI. чотки Алойные мелкие – 20 к.
208. XII. чотки кремневые желтые роспущенные – 30 к.
209. XIII. чотки мелкие красные – 30 к.
210. Гребенка черепаховая большая мерою в пять вершков – 1 р.

Посуда серебрянная

211. Ложка столовая кругловатая позолоченая 84 пробы с черневою работою весом в 15 зол по 20 ко.золт. – 3 р
212. Вторая ложка таковая ж позолоченая с чернью весом в 14 золотников – 2 р. 80 к.
213. Ложка продолговатая с чернью без позолоты в 17 зол. по 17 ко – 2р. 89 к.
214. Ложка столовая весом в 18 золотников – 3 р. 60 к.
215. Ложка десертная позолоченая в 6 зол. по 17 – 1 р. 20 к.
216. Двенадцать ложак чайных позолоченых с чернью весу во всех 63 зол по 20 ко за золотник – 12 р. 60 к.
217. Еще ложка десертная позолоченая с чернью в 8 зол – 1 р. 60 к.
218. Нож столовый с серебреным череном весом в 30 зол. – 1 р.
219. Вилка вся серебреная в 18 золотников по 17 ко – 3 р. 60 к.
220. Стакан с накладными лицовыми штуками внутри вызолочен весом в 20 зо по 20 ко за золотник – 4 р. 10 к.
221. Стакан вокруг и внутри вызолочен с черневыми травами весом в 19 зол по 20 – 3 р. 80 к.
222. Стакан малой позолоченой с чернью в 9 зол по 20 – 1 р. 80 к.
223. чарочка безпробная внутри позолоченая в 17 зол по 10 ко – 1 р. 70 к.
224. Чарочка с ручкою внутри позолоченая в 14 зол по 15 ко – 2 р. 10 к.
225. кружка 84 пробы с ручкою и накладными с наружи чеканными штуками, внутри вызолочена в 57 зол по 20 ко – 11 р. 40 к.
226. Стакан бронзовой овальной внутри позолоченой – 20 к.
227. Стакан медной внутри позолоч. а снаружи посеребреной – 20 к.
228. тазик малой медной позолоченой внутри – 25 к.
229. штопор сталной тульской – 20 к.
(л. 14)
230. Стакан серебреной 84, внутри позолоченой весом в 29 зол по 20 ко за золотник – 5 р. 80 к.
231. чашка с поддонком и блюдечком медная посеребреная а внутри чашки вызолочено – 50 к.
232. два подсвечника бронзовые настольные с чеканкою посеребреные – 1 р.
233. три колокольчика медные настольные с ручками – 20 к.
234. три ложки столовые серебреные 84 пробы весом в 37 золотников по 17 ко золотник – 6 р. 19 к.
235. подсвечник бронзовой с зонтом, на котором изображен вид Москвы – 50 к.
236. подсвечник бронзовой с зонтом, в виде часовой доски – 1 р.
237. подсвечник бронзовой с зонтом, на нем вид душечки – 40 к.
238. подсвечник медный с тарелкою для курения духами – 20 к.
239. подсвечник отливной чугунной на постаменте с образом Божия Матери на белом составе мраморном, с Предвечным Младенцем и Предтечею – 50 к.
240. подсвечник низенький медной, с образом Христа Спасителя, на белом составе подобном мрамору – 50 к.
241. трубка зрительная попорченная – 25 к.
242. Самовар зеленой меди осьмигранный с особенным подставным поддонком и трубою весом 15 фунтов – 5 р.

Хрустальная

243. Кружка с бронзовою крышкою и с подносцем с рукояткою позолоченными – 1 р. 50 к.
244. Стакан хрустальный узорчетой – 10 к.
245. Кружка узорчетая ж с ручкою и крышкою – 70 к.
246. Кружка граненая с ручкою и крышкою – 40 к.
(л. 14 об.)
247. Стакан граненой с синим верхом – 25 к.
248. Стакан граненой большой с крышкою и с черным клеймом Архимандритских привилегий – 1 р.
249. Кружка узорчатая с ручкою и крышкою – 40 к.
250. Кружка с ручкою и крышкою беловатая под вид кости – 50 к.
251. Кружка с крышкою и ручкою зеленая с золотыми травами – 80 к.
252. Кружка белая с граненым поддонком и крышкою с золотым цветком в кругу – 20 к.
253. Бокал белой с золотыми краями – 75 к.
254. Стаканов разноцветных пять – 75 к.
255. Стакан в оболочке бисерной, чернилица и песочница малые в оболочках ж бисерных – 50 к.
256. Чернилица и песочница хрустальные бирюзоваго цвета с бронзовой оправою, и колокольчиком на подносце деревянном – 40 к.
257. Два подсвечника хрустальные граненые в оправе бронзовой – 1 р.
258. Кружка граненая – 1 р.
259. Рюмка граненая одна – 15 к.
260. Графин граненой с пробкою такою же – 70 к.
261. Графин с позолотою и граненым поддонком и пробкою таковою ж – 1 р.
262. Графин поменьше снизу и сверху граненой зеленой – 40 к.
263. Графин двустенной снизу и сверху граненой – 50 к.
264. Стакан такой же двустенной – 10 к.
(л. 15)
265. Лампадка на подденке лиловаго цвета с чарочкою и колпаком – 30 к.
266. Тазик с стаканом синяго хрусталя – 10 к.

Фарфоровая

267. Графин с позолотою сверху и снизу – 15 к.
268. Четыре чашки разноцветные большие с крышками – 1 р.
269. Три чашки поменьше разноцветные без крышак – 45 к.

Книги в лист

270. Библия в двух книгах по золотому обрезу в пергамене Печатана в 1758 году – 10 р.
271. Четьи-минеи по золотому обрезу в сафьяне полный год двенадцать книг печа. в 1824 году – 30 р.
272. Ефрема Сирина печ. 1785 года в одной книге в коже – 4 р.
273. Патерик Печерский печ. 1814 – одна – 2 р.
274. Псалтырь с толкованием печ. 1802 – одна – 4 р.
275. Псалтырь следо…? Печ. 1822 по зол. Обрезу – 4 р.
276. Кормчая два экземпляра печ. 1787 – четыре книги 8 р.
277. Соборник печ. 1804 – одна – 5 р.
278. Требник Печ. 1830 – одна кн. – 4 р.
279. Еще Пятерик Печерский печ. 1830 – одна – 3 р.
280. Толкование Евангелия Печ. 1794 – одна – 3 р.
281. Триодь постная 1811 года – одна – 3 р. 50 к.
282. Петра Хрисолога Печ. 1794 – одна – 2 р.
(л. 15 об.)
283. Пращица печ. 1752 года – одна – 2 р.
284. Григория Назианзина поучительныя слова 1798 – в двух – 4 р.
285. Ответы Преосвященнаго Никифора Старообрядцам 1800 – одна – 2 р.
286. Поучения на воскресныя и праздничныя дни 1819 – одна – 4 р.
287. Псалтырь толковая 1814 – одна – 5 р.
288. Минея общая 1811 – одна – 3 р. 50 к.
289. Исаака Сирина писменная 1819 – одна – 2 р.
290. Служба Преподобным Печерским 1785 – одна – 3 р.
291. Поучение Кирилла Иерусалимскаго 1772 – одна – 3 р.
292. Служебник 1740 года – одна – 2 р.
293. Обличение на Раскольников 1745 – одна – 3 р.
294. Псалтырь Римфотворная 1680 – одна – 4 р.
295. Литургия Иоанна Златоустаго 1798 – одна – 3 р.
296. Часослов Киевский 1751 – одна – 3 р.
297. Прологов год четыре книги, и еще одна на три месяца 1792 года – пять книг – 7 р. 50 к.
298. Василия Великаго Богоугодных трудов 1790 в сафьяне две – 5 р.
299. Деяния церковныя 1719 в сафьяне две книги – 3 р.
300. Добротолюбие – 1822 года – одна – 2 р.
301. О служении и чиноположении Православныя церкви 1792 одна – 2 р.
302. Устав Юрьева монастыря 1830 – одна – 2 р.
303. Собрание Государственных Грамот и договоров 1819 одна – 3 р.

В поллиста и менее

304. Древняя история о народах, разных лет в пяти кни – 5 р.
305. Сочинения Св. Димитрия два экземпляра и летопись печ. в 1818 году – семь книг – 3 р. 50 к.
306. Толкование на псалтырь 1814 – две книги – 3 р.
307. Нетленная пища 1794 – одна – 2 р. 50 к.
308. Скрижаль новая 1803 года – одна – 3 р.
(л. 16)
309. Воскресное чтение 1837 и 1838 года – 2 кни – 3 р.
310. Изъяснение на литургию 1812 – одна – 1 р. 50 к.
311. пр..? Евангельский 1796 – одна – 1 р. 50 к.
312. Слова Илии Минятия 1814 – одна – 1 р.
313. Иосифа Флавия о древности Иудейской 1818 – три книги – 3 р.
314. Иосифа ж Флавия о войне Иудейской 1804 – одна 1 р.
315. Толкование на двонодесять пророков 1804 – одна – 2 р.
316. Руководство к чтению книг Ветхаго и Новаго Заветов 1779 одна – 2 р.
317. Толкование на послание к Римлянам 1815 – одна – 1 р.
318. Православное учение церкви восточной 1783 – одна – 1 р.
319. Достопамятности Спетербурга 1816 года – четыре к. – 4 р.
320. Описание Киевопечерския Лавры 1831 – две книги – 2 р.
321. Житие и страдание Евфросинии Суздальския письменное одна – 1 р.
322. Житие Преподобнаго Даниила Игумена Переславскаго письменная – 50 к.
323. Пчела духовная, письменная – 1 р.
324. Еще сочинения Св. Димитрия и летопись 1805 четыре кн. – 5 р.
325. Акафисты разным святым 1823 и 1791 две кн. – 4 р.
326. Богословия Иоанна Дамаскина 1834 – одна – 1 р.
327. Христианский памятник – 1840 – одна – 1 р.
328. Служба Преподобному Никандру – одна – 50 к.
329. Житие Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, одна – 75 к.
330. Житие Иоасафа Царевича 1670 года – одна – 1 р.
331. Четь Минеи два года 1837 года в золотом обрезе 24 книги – 30 р.
(л. 16 об.)
332. Проповедь преосвященнаго Митроп. Платона 1779 в 19 книг – 7 р.
333. Беседы Массилйони епископа – 1824 в 7 книг – 8 р.
334. Краткая церковная История пр. Платона 1825 в 4 кни – 3 р.
335. Записки на книгу Бытия 1819 – в 3х книгах – 3 р.
336. Житие преп. Зосимы и Савватия Соловецких 1825 – одна – 1 р.
337. Богословия на латинском языке 1736 – одна – 3 р.
338. География 1818 года – две – 3 р.
339. Руская история Сергия Глинки 1818 в пяти – 4 р.
340. Камень Веры 1840 в сафьяне по зол. обрезу – три – 5 р.
341. Училище Благочестия 1820 – в 3х кн – 1 р. 50 к.
342. Церковно-Библейская история 1819 – одна – 1 р.
343. Слова и речи Архимандрита Аполлоса 1821 – одна – 50 к.
344. Проповеди архимандрита Феофана 1844 – в 2х книгах – 3 р.
345. Толкование Евангелия на Господ. и праздн. дни 1824 – одна – 1 р.
346. Слова и речи Пре. Филарета Митро. Моск. 1845 – в 3х кни – 4 р.
347. Начертание Рос. Церковной истории 1817 – в 2х кн – 2 р.
348. Христианское чтение 1838 – в 2х кн – 1 р.
349. Страдание Иисуса Христа 1813 – в 4х кн. – 3 р.
350. Слова Преосв. Августина Уфимскаго 1807 – одна – 1 р.
351. Слова Преосв. Филарета Митр. Моск. 1820 – одна – 50 к.
352. Описание Соловецкаго монастыря 1836 – в 4х кн – 2 р.
353. Иисус на кресте 1815 – одна – 1 р.
354. Акафисты разным святым – одна – 1 р. 50 к.
355. Православное учение 1782 – одна – 75 к.
(л. 17)
356. Послание Игнатия Богоносца 1772 – одна – 1 р.
357. Житие и страд. Св. Благ. князя Михаила Тверскаго Печат. 1798 – одна – 50 к.
358. Канон Пр. Дионисию Сергиевой Лавры Чудотворцу 1817 – одна – 50 к.
359. Новый Завет 1717 – одна75 к.
360. Иоанна Мессона Разсуждение 1820 – одна – 50 к.
361. Беседы Пр. Филарета Митр. Киевскаго 1842 – одна – 1 р.
362. Слова и речи протоиерея Соколова 1835 – одна – 1 р.
363. Сочинение Пр. Иннокентия Пензенского 1821 – одна – 1 р.
364. Священная история 1842 – одна – 1 р.
365. Богословия Догмат. Петра Терновскаго 1838 – одна – 1 р.
366. Проповеди Пр. Митроп. Амвросия 1816 – в 3х книгах – 2 р.
367. Беседы Василия Великаго 1824 – одна – 1 р.
368. Слова прот. Иакова Арсеньева Костромск. 1837 – одна – 50 к.
369. Палестина и места просвещенныя учением 1838 – одна – 1 р.
370. Христианская Богословия – одна – 1 р.
371. Историческая картина Религии 1833 и 1834 – в 2х кн. – 1 р. 50 к.
372. История Российской церкви 1838 – одна – 75 к.
373. Евангелие и Апостол – 1803 – в 2х кни – 2 р.
374. Слова Преосв. Кирилла Подольскаго 1835 – одна – 1 р.
375. Черты деятельнаго учения 1825 – одна – 75 к.
376. Словарь исторический о святых 1836 – одна – 1 р.
377. Мир души 1802 года – одна – 50 к.
378. Слова протоиерея Андрея Прокоповича 1803 – одна – 50 к.
379. Слова Василия Великаго 1824 – одна – 50 к.
380. Сокровище духовное Пр. Тихона Воронеж. 1825 – одна – 75 к.
(л. 17 об.)
381. Толкование евангелий на Праздники Преосвященнаго Варлаама митрополита 1824 в 3х кн. – 2 р.
382. Слова и речи Пр. Филарета Митрополита Московскаго 1835 – одна – 50 к.
383. Слова и речи Пр. Симеона Арх. Ярославск. 1827 – одна – 30 к.
384. Разные писма Пр. Тихона Воронеж. 1803 – одна – 50 к.
385. Начертание Естественной Истории – 1789 – одна – 75 к.
386. История Грузинской Иерархии – 1828 – одна – 1 р.
387. Изображение Иисуса Христа, Тома Джонса 1828 – одна – 75 к.
388. Описание жития Тихона Воронежскаго 1820 – одна – 50 к.
389. Месяцеслов полный 1824 – одна – 1 р.
390. Толкование Воскресных Евангелий 1804 пр. Никифора, две – 1 р. 50 к.
391. Слова иеромонаха Платона 1764 – одна – 50 к.
392. Поучительные слова Златоустаго 1773 – одна – 1 р.
393. Слова Василия Епископа Селевкии 1802 – одна – 1 р.
394. Толкование на послание Св. Апостола Иакова 1794 – одна – 1 р. 20 к.
395. Краткая хронология 1777 – одна – 1 р.
396. Жезл правления – 1753 – одна 1 р. 20 к.
397. Опыты риторики – 1796 – одна – 75 к.
398. Век Людовика – 1809 – одна – 75 к.
399. Краткое руков. к чтению книг Ветхаго и Новаго зыветов 1709 – 50 к.
400. Устав Духовный – 1791 – одна – 75 к.
401. правила Пиитическия для Стихотворения 1785 – одна – 50 к.
402. Житие Григория Назианзина – 1783 – одна – 50 к.
(л. 18)
403. Проповеди Тихона Епископа Воронежскаго 1784, одна – 50 к.
404. Поучительныя слова Иоакинфа Карпинскаго 1782 – одна – 50 к.
405. Логика Христианина Баумастера 1760 – одна – 75 к.
406. Новейшая всеобщая География – 1793 – одна – 75 к.
407. Житие патриарха Никона – 1784 – одна – 50 к.
408. Благоговейный зритель природы – 1722 – одна – 75 к.
409. Дух митрополита Платона – 1804 – одна – 75 к.
410. Поражение французов – 1814 – одна – 50 к.
411. Новейшее землеописание – 1810 – две – 1 р.
412. О истинном христианстве – 1803 – четыре – 1 р. 50 к.
413. Христианский календарь – 1784 – одна – 75 к.
414. Четвероевангелие – 1803 – одна – 75 к.
415. Риторика Ломоносова – 1748 – одна – 50 к.
416. Поучение Кирилла Иерусалимскаго – 1822 – одна – 75 к.
417. Беседы Василия Великаго – 1824 – одна – 75 к.
418. Исповедание Веры – 1819 – одна – 50 к.
419. Священная История Ивана Виноградова – 1799 три к. – 1 р. 50 к.
420. Всеобщая История Иакова Боссюста – 1774 – одна – 75 к.
421. Проповеди Пр. митроп. Стефана Яворскаго 1805 три к. – 1 р. 50 к.
422. Сокровище Духовное – 1796 – две кн. – 1 р.
423. Церковный Словарь – 1794 три к. – 1 р. 50 к.
424. Св. Дионисия Ареопагита о небесной Иерархии 1786 – одна – 50 к.
425. Христианское Училище – 1800 – одна – 50 к.
426. Начертание Христианских обязан. Проф. Кочетова 1835 – одна – 75 к.
(л. 18 об.)
427. Остальныя сочинения Пр. Тихона Воронжскаго – 1799 – одна– 75 к.
428. Месяцеслов 1835 года – одна – 50 к.
429. Описание Свято Троицкой Сергиевой Лавры – 1842 – одна – 50 к.
430. Христианин Здраво-разсуждающий – 1795 – одна – 75 к.
431. Описание Московских Соборов – 1783 – одна – 75 к.
432. Естественная Богословия – 1784 – одна – 1 р.
433. Пастырское Наставление к Простолюдину – 1821 – одна – 50 к.
434. Слова Архимандрита Арсения Борисоглебскаго 1790 – одна – 75 к.
435. Ложный Петр Третий – 1809 – одна – 75 к.
436. Путешествие христианина к Вечности – одна – 50 к.
437. Жизнь Графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского 1816 – одна – 50 к.
438. Три поучения 1791 – одна – 40 к.
439. Проэкт устава Духовных Семинарий – 1810 – одна – 40 к.
440. История о раззорении Иерусалима – одна – 50 к.
441. Российская Грамматика Ломоносова – 1755 – одна – 40 к.
442. Зерцало Православнаго Исповедания – 1807 – одна – 75 к.
443. Введение в Географию 1771 – одна – 50 к.
444. Продолжение Словаря церковнаго 1779 – одна – 50 к.
445. Выписки из писаний церковноучителей 1817 – одна – 60 к.
446. Разговоры между испытующим и уверенным – 1833 – одна – 50 к.
447. Путь ко Спасению Феодора Эмина -1833 – одна 50 к.
448. Поучительныя слова протоиерея Груздева – 1832 – одна – 50 к.
449. Разсуждение студента Тимофея Успенскаго 1832 – одна – 30 к.
450. О нетлении Святых Мощей – 1832 – одна – 30 к.
(л. 19)
451. Российская История с портретами Государей – 1823 – одна – 50 к.
452. Житие Александра Свирскаго – 1830 – одна – 30 к.
453. Избранная библиотека для христианскаго чтения 1784 в осьмую долю листа – четыре – 1 р.
454. Полидора Виргилия урбанскаго о изобретении вещей – одна – 75 к.
455. Начальныя основания Врачебныя Науки – 1786 – одна – 30 к.
456. Опыт Историческаго Словаря – 1784 – одна – 50 к.
457. Слово о благочестии Гипократа – 1784 – одна – 40 к.
458. Опыт Сочинения Студентов Моск. Духовной Академии 1822 – одна- 30 к.
459. Устав Скитскаго Монашескаго жития – 1820 – одна – 30 к.
460. Изображение жизни и деяний Митрополита Платона – 1822 – одна – 30 к.
461. Описание Макария-унженскаго монастыря – 1835 – одна – 30 к.
462. Духовный регламент – 1818 – одна – 50 к.
463. Географический словарь Новаго завета – 1790 – одна – 50 к.
464. Календарь разных лет – шесть – 1 р.
465. Воззвание к новообращенным, Ричарда Бакстера 1835 – одна – 30 к.
466. Исповедание Христианския Веры Армянския Церкви 1799 – одна – 40 к.
467. Изъяснение Воскресных и Праздничных Евангелий 1784 – одна – 30 к.
468. Златое сочинение Самуила Раввина (?) – 1786 – одна – 30 к.
469. Акафист Великомученице Варваре – 1808 – одна – 30 к.
470. Симфония на разныя догматы – 1773 – одна – 50 к.
471. О должностях Пресвитеров Церковных 1789 – одна – 50 к.
472. Надгробная речь блаженному Патриарху Григорию – одна – 30 к.
473. Разных названий печатных малых книжиц – 170 – 2 р.
474. Да рукописных тетрадок – 50 – 1 р.
(л. 19 об.)

разные вещи

475. три гардины к окнам – 3 р.
476. Поднос лакированной железной дюжинной – 50 к.
477. две столовыя серебреныя ложки после найденныя 84 пр весом в 26 золотников по 14 к – 4 р. 42 к.
478. Лампадка серебреная елейная 84 пробы с цепочками весом один фунт по 17 ко золотник – 16 р. 32 к.
479. Салфетка суконная зеленая с желтыми травами – 1 р.
480. Четыре подушки шитые по канве разных цветов – 2 р. 40 к.
481. Два орденские знака, сверх настоящих двух отосланных в капитул, открылись имянно 1) Святыя Анны 2й степени с стразовыми камнями 2) св. Благовернаго князя Владимира 3й степени
482. Два билета Московской Сохранной казны найденныя между Бумагами, на положенную от неизвестных лиц на безсрочное время сумму 1й 1826 года Августа 2го под № 18559 в 500 Ассигн. 2 1831 года Маия 5 дня под № 49366 в 500 Ассигн. и на серебро – 285 р. 7 к.

Да так же в разных местах найдено Ассигнациями и разною монетою на серебро 55. 58 кои употреблены на погребение

Того 313. 35 Ѕ.

А всего по оценке вещей и наличной суммы в билетах тысяча четыреста шестьдесят девять рублей и десять копеек с половиною серебром.

РФ ГАЯО. Ф. 225. оп. 1. д. 1323. Дело об имении умершего архимандрита Иннокентия. Л. 7-19.
  1. Об архимандрите Иннокентии см.: Известие о смерти настоятеля Спасо-Яковлевской Димитриевской обители, архимандрита Иннокения// ЯГВ. 1847. № 14. Толстой. М. Древние святыни Ростова Великого. М., 1847. С. 43. Описание Ростовского Ставропигиального первоклассного Спасо-Яковлевского-Димитриева монастыря и приписанного к нему Спасского, что на песках. С.Петербург,1849. С. 71 – 80. Коровкин Н. Из воспоминаний об архимандрите Спасо-Яковлевского монастыря Иннокентия// ЯЕВ. 1876. С. 39 -40. С. 44-45. Толстой М.В. Хранилище моей памяти. М., 1995. С. 13-14. Последние дни и кончина архимандрита Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря Иннокентия в описании его современника с предисловием А.А. Титова. Яр., 1900. Русский биографический словарь. Ибакъ-Ключарев. Репринтное воспроизведение издания 1914 г. М, 1994. С. 122.
  2. Титов, Андрей. Живопись по финифти в городе Ростове. (Посвящается Е.А. Алексееву)// Вестник Ярославского Земства. 1875. № 2. С. 70-74. (отд. III). С. 70.
  3. Муравьев А.Н. Путешествие ко святым местам русским. М., 1840. С. 66-69.
  4. РФ ГАЯО. Ф. 225. Оп. 1. Д. 1332. Дело об имении умершего архимандрита Иннокентия. Л. 62 об.
  5. Там же. Л. 61.
  6. Там же. Л. 57 об.
  7. Там же. Л. 59 – 60. Сей рясофорный Инок Феодосий родом Тульской губернии, города Алексина из мещанского звания, сын благочестивых родителей Димитрия и Доминики, по прозванию Савостиных, носивший прежде имя Иоанна, родитель его был часовых дел мастер и по сему художеству, находясь при сдешней обители с супругою и оным сыном своим, бывшим еще юным отроком, волею Божию скончался в 1809 году и погребен в сей обители, родительница же потом проживая с означенным сыном в здешнем городе Ростове скончалась в 1826 году и погребена при гробе супруга своего, сей же сын приемля сие за смотрение Божие, что где положили придел жизни родители его купно и познавши суетность и кратковременность жизни сей, решился до предела жизни своея и сам добрым произволением посвятить себя на службу Господу Богу, о сей же святой обители, и по таковой его решимости и по прошению был определен Указом Московского Святешего Синода Конторы Февраля 28 числа 1827 года, и через год после определения был пострижен в чин рясофорного монашеского звания в котором пребывая достойно усмотрено быть помощником Ризничему и был определен в 1828 года (л. 59 об.) июня 10 дня, но к крайнему сожалению в августе мце заболел и сего Декабря 25 числа 1828 года в самом начале всенощного бдения представился на сороковом году от рождения своего, быв пред тем исповедан Святых Христовых Таин и приобщен и святым елеем освящен и погребен на сем месте при ногах родителей его.
  8. новоначальный инок много обители здешней послужил до поступления своего и по поступлении оную разными благотворениями из числа коих значительные приклады его: 1. Образ Божией Матери Тихвинския на пяти (?) четвертой Дске в сребропозлащенном окладе. 2. Ризы с прибором парчи золотой на зеленой земле. 3. Два билета сохранной казны первый в две тысячи рублей, на церковные украшения. Второй в полторы тысячи рублей в пользу братии обители за поминовение Его и родителей. 4. часы столовые своего художества в 700 руб. с лунным течением, где имя его означено Иван Савостин Ростов.
  9. инок Феодосий, оставшись после родителя своего юным отроком и будучи обучен от него как грамоте так и часовому художеству до превосходной степени, проживая в Ростове по кончине родительницы своей находившейся шесть лет в разслаблении, служил ей во всем всегда сам, не допуская рабыни и при сей высокой сыновней добродетели соблюдал опасно(?) и прочие: трезвенность, целомудрие, благотворение бедным и общение странным, любовь имел ко всем паче же к монашествующим и вообще к духовным лицам, коим не только служил художеством своим безденежно, но и принимал каждогодно с отличною любовью, при том был на все весьма остроумен и вел жизнь иноческую, и потому посещали его всех здешних обителей начальники и даже некоторые архиереи, равно мирские вельможи все богатые и нищие словом был примером христианских добродетелей – подписано так – 1828 года декабря 25 дня Ростовского Яковлевского монастыря недостойный настоятель и представльшегося через двадцать лет и более бывый до самой кончины сего монаха Феодосия духовник Архимандрит и Кавалер Иннокентий, сим по священноиночеству и самой истине о всем вышеписаном своеручно свидетельствую. С подлинным описанием верно. Архимандрит Иннокентий.
  10. Там же. Л. 63 – 63 об.
  11. Там же. Л. 64 об. – 65.
  12. Там же. Л. 8.
  13. ГМЗРК. Ф.289. Оп. 13. Д. 67. Л. 65-66.
  14. ГМЗРК. Р- 881. Дневник протоиерея Андрея Тихвинского. Л. 516. 1836 Яковлевский архимандрит Иннокентий предпринял для поправления своего разстроенного здоровья продолжительное путешествие в обе столицы и в Воронеж.
  15. Арсений (Тодорский) – епископ Вологодский и Белозерский. Рукоположен 15. 08. 1796; + 15.06. 1802.
  16. Стефан (Романовский) – бывший еп. Волынский и Житомирский. Вологодский с 24. 11. 1828; 1.03. 1841 архиеп. Астраханский и Енотаевский.
  17. ГМЗРК. Ф.289. Оп. 13. Д. 67. Л. 56.
  18. ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 102. Письма к настоятелю Спасо-Яковлевского монастыря Флавиану от разных лиц. 1832. Л. 88.
  19. ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 109. Письма к настоятелю Спасо-Яковлевского монастыря Флавиану от разных лиц. 1834-1835. Л. 55 - 55 об.
  20. РФ ГАЯО. Ф. 225. Оп. 1. Д. 1332. Л. 9 об.
  21. Там же Л. 10 об.
  22. Там же. Л. 10.
  23. См.: Колбасова Т.В. К иконографии гробового иеромонаха Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря Амфилохия. ИКРЗ. 2005. В печати.
  24. ГМЗРК. Неизвестный художник Портрет Домны, матери архимандрита Иннокентия. 1-я треть XIX в. Жесть, масло. 14 х 11. Пост.: 1884. Дар Анастасии Михайловны Смолиной. Ж-443.
  25. Колбасова Т.В. Портретная галерея Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря // СРМ XII. Ростов, 2002. С. 231-268.