А.Г. Морозов

Школьный музей в п. Петровское

Целью данного сообщения является попытка осветить историю создания, текущую работу, а также перспективы одного из крупных школьных музеев Ростовского муниципального округа, функционирующего в средней общеобразовательной школе п. Петровское.

Заявленная тема, как бы локальна она ни была, имеет некоторую историографию. Открытие музея, его работа, те или иные события жизни школы ранее освещались в публикациях на страницах средств массовой информации1.

Источниками для исследования послужили материалы действующей в ГМЗ «Ростовский кремль» научно-исследовательской, собирательской экспедиции, в частности информация, полученная 26 августа 2004 г. от учителя истории Петровской средней школы А.Ф. Сухановой. Алевтина Федоровна выпускница данной школы 1953 г. Общий педагогический стаж 47 лет, в Петровской школе – 36 лет. Работала здесь 12 лет завучем, 10 лет директором. Идея создать в школе музей возникла у Алевтины Федоровны, когда она вернулась работать в родную школу. Надо отметить, что данный музей сотрудничал с Государственным музеем-заповедником «Ростовский кремль» на протяжении целого ряда лет. В 2000 г. школьный музей любезно предоставил сочинения школьников военной поры для публикации в Сборнике «Была война…», составленном в 2001 г. сотрудниками исторического отдела Ростовского музея2.

При характеристике музея, несмотря на некоторую обзорность, постараемся придерживаться параметров годового, или квартального плана-отчета ГМЗ «Ростовский кремль».

Музей занимает одно помещение площадью 30 кв. м. на первом этаже школьного здания. Направление движения по экспозиции справа налево.

Подготовка к Юбилею школы, создание и открытие музея

Было выяснено точное время создания в населенном пункте учреждения народного образования, а именно, что в 1985 г. – 145 лет народному образованию и 50 лет современной средней школе. В 1982 г. А.Ф. Суханова, директор школы собрала «Совет старейшин» из учителей пенсионеров. Подключился актив учителей. Было решено создать музей к празднованию юбилея. Решались вопросы, как оформлять музей, какие создавать разделы, например: «Из истории поселка», «Из истории развития народного образования» и т.д.

В течение 3 лет школой собирались материалы, были закуплены папки, в которых хранятся материалы о выпускных классах. Учащиеся находили адреса, вели переписку с выпускниками. «Прибегали иногда с большой радостью: «Мы такое письмо интересное получили! – писала Тамара Васильевна Фарафонтова о судьбах выпускников 1941 г., – Кто жив, о ком вообще никаких сведений нет, считали, например его погибшим: Крайнов Борис… Потом оказалось, когда стали эту работу проводить, он приехал на юбилейную встречу – из мертвых воскрес. Тамара Васильевна не смогла приехать, но все выпускники ее года позже собрались и поехали к ней в Москву, вспоминали прошедшие годы, затем еще раз встречались»3.

Приглашения на юбилей рассылали через знакомых, 500 экземпляров отпечатали в Ростовской типографии. Несколько экземпляров приглашений хранятся в музее. Большую помощь школе оказали предприятия. Директор Петровско-Дертниковского карьероуправления Вячеслав Алексеевич Шинкорук выделил деньги на памятные значки «50 лет», которые заказали в Рыбинске. Несколько экземпляров хранятся в музее. Каждому прибывшему на юбилей вручался значок. На праздник приехало около 500 человек, зал не мог вместить всех. Только выступающих школьников было около сотни. В экспозиции на одном из стендов представлены отдельные фрагменты юбилейного вечера. Фотографии выступавших, президиума, выпускников и гостей. В то время музей располагался на втором этаже. Как продолжение музея – был этаж боевой Славы.

Первые несколько лет своей деятельности музей имел больше оформленных стендов. Был раздел о шефских организациях, которые постоянно помогали школе. «…Директор совхоза «Фатьяново» Николай Николаевич Логинов, бывший ученик, выделил для юбилея картофель бесплатно. Корову зарезали, чтобы накормить в столовой 500 человек. На фрукты, конфеты, на все деньги выделили. Гости приехали даже из Хабаровского края: Эрика Эдгаровна Тромпетер – выпускница 1941 г. Получила от учителей письмо, прислала ответ, что приехать не может по семейным обстоятельствам. Позже она получила от учеников официальное приглашение. Что-то в душе защемило, написала мужу, как кормить внука, где, что брать, побежала на самолет, взяла билет и прилетела»4.

Накануне юбилея, проходившего 21 декабря 1985 г., состоялось торжественное открытие музея. Ребята представляли папки с собранными о выпускниках материалами. В папках списки выпускников данного года, что о каждом удалось узнать, кто жив, кто не вернулся с войны, кто кем стал, фотографии. В каждой папке – выпуск. Первый выпуск школы был в 1938 г. Подарили фотографию выпускники 1939 г. Все они тоже ушли на фронт, многие не вернулись. Недавно сделали копию фотографии выпускников 1941 г. Половина из них погибла на фронтах. Не вернулся Леонид Николаевич Ржевский, учитель, о котором сейчас собирают материалы. Погиб Евгений Тайтель, писавший стихи, ушедший на фронт со школьной скамьи. В музее есть его стихотворение. Его мама жила в поселке долгое время. Одна из учениц А.Ф. Сухановой очень хорошо читала стихи. Одно из стихотворений было А. Дементьева, про Алешу. В клубе, когда она выступала, мама Евгения всегда спрашивала: «Алевтина Федоровна, а будет та девочка выступать?» Только из-за этого и приходила на концерт.

Экспозиционно-выставочная деятельность музея

Раздел, содержащий в папках материалы о выпускных классах, один из основных в экспозиции. В итоге были оформлены папки с выпусками школы с 1938 по 1995 гг. Некоторые оформлены очень подробно. В 2004 г. актив музея ставил задачу сбор материалов и доработка папок. Классам давались задания. В 2005 г. вновь юбилей: школе будет 70 лет, как средней и 165 народному образованию.

Раздел «Летопись школы». Основателем летописи школы была Изида Васильевна Алякритская. Она работала в школе учителем русского языка и литературы, а затем была редактором районной газеты. Здесь дореволюционные фотографии об истории школы, об учителях. До 1935 г. обобщенно, а далее – за каждый год, то, что было характерно. Когда школа готовилась к юбилею, на основании летописи был написан сценарий. Что было интересного по годам, что было в годы войны. Брали материалы на стенды. Изида Васильевна внесла большой вклад в данную работу. Есть и пробелы, так как в школе не сохранились архивы, придется обратиться в Департамент образования, просмотреть годовые отчеты минувших лет.

В школе, когда в Москве открылась и действовала ВДНХ, был очень хороший пришкольный участок. Возглавлял его Леонид Николаевич Ржевский. В музее о нем стенд с информацией и фотографиями. Уникальная семья Ржевских: Леонид Николаевич, биолог. Валентина Константиновна, учитель русского языка и литературы. Дочери: Надежда, Таисия. Надежда, например, Заслуженный учитель РСФСР, преподает химию в 70-й школе г. Ярославля. На пришкольном участке выращивали даже арбузы. Долгое время были участниками ВДНХ.

В 1965 г. при школе было образовано школьное лесничество. В середине 1980-х гг. оно было лауреатом республиканского конкурса школьных лесничеств. Фотография, экспонируемая в музее, была крупным планом на стенде в ВДНХ. Там рассказывалось о школе, были отдельные экспонаты. В текстах дикторов телевидения значились фамилии Галины Васильевны Волковой и Алевтины Федоровны Сухановой, награжденных грамотами Министерства лесного хозяйства. Проводилась большая опытническая работа. В музее бережно хранят все школьные грамоты.

В 1980-е гг. в школе действовала производственная бригада и на базе совхоза «Новый путь» работал лагерь труда и отдыха. Имеется стенд, посвященный бригаде и лагерю, а также фотоальбом.

Раздел «Из истории народного образования в Петровске». В 1845 г. открыта церковно-приходская школа. Затем были школа начальная и высшая начальная школа, а с 1912 г. учительская семинария. У краеведа поселка Бориса Емельяновича Васильева она значилась до 1917 г. Но буквально год назад удалось найти похвальный лист 1906 г. Алексея Шинкорук, за обучение в начальной школе. В музее хранится свидетельство об окончании высшей начальной школы. Красивый титульный лист к 300-летию династии Романовых, в котором отражены предметы, изучавшиеся в то время. Оценки, подписи. Везде попечитель школы – барон Устинов.

Дмитрий Петрович Устинов происходил из крестьян села Поречье-Рыбное5, выкупившихся на волю в 1857 г.6 Купец 2-й гильдии г. Петровска, где имел цикорный и картофельно-паточный заводы, кроме того – маслогонный завод в с. Поречье7. Занимался благотворительностью: в 1860-е гг. пожертвование значительной суммы на строительство храма св. Троицы в с. Поречье8, в 1870-е гг. попечитель поречского приходского училища9. В 1880-е гг. Д.П. Устинов являлся гласным Петровской городской Думы10. В 1908 – 1914 гг. упомянута цикорная фабрика Торгового Дома Наследников Д.П. Устинова, в г. Петровск11.

В начале 1950-х гг., когда А.Ф. Суханова училась в школе, руководителем завода тоже был Устинов, последний директор из этой династии. «…Тогда к нему летом приехал внук, учившийся в 4 классе. Говорили, что их родственники находятся где-то за границей. Когда внук купался в реке – утонул. Устиновы после этого уехали из Петровска. Об Устиновых многое мог рассказать бы ныне покойный краевед Б.Е. Васильев…»12.

В 2003 г. нашли интересный документ через одноклассника А.Ф. Сухановой. Его однокурсник (в МГУ вместе учились) работает преподавателем в МАИ. При встрече разговорились про Петровское. У однокурсника школьного товарища Алевтины Федоровны дед в Петровском окончил Учительскую семинарию. В музей из Москвы прислали копию свидетельства об ее окончании. Свидетельство датируется 1921 г. То есть учительская семинария существовала и после революции. Здесь прописаны предметы, какие изучались. Семинария давала право быть учителем начальных классов.

На юбилее удалось разыскать одного из выпускников данной семинарии. Александр Алексеевич Фастов, выпускник учительской семинарии 1912 г., был на встрече, выступал. В годы войны он работал инспектором ОБЛОНО. Привез на юбилей уникальный подарок – материалы, как в годы войны в Петровской зоне дети писали сочинения, на какие темы и кто автор этих сочинений. Здесь и о бомбежке Воронежа, и о блокадном Ленинграде, и о том, как рыли окопы, как убирали урожай. Бумага на которой писались сочинения -листочки из бухгалтерских книг, журналов. Сочинения такие, что нельзя спокойно читать их. Слезы выступают на глазах. Не один раз Алевтина Федоровна использовала их на уроках, особенно в 5-6 классах. В музее собран материал об А.А. Фастове. Последние годы он жил в Нерехте, где и умер.

Предметы попадают в музей по-разному. Летом 2004 г. свершено незнакомый, интеллигентный пожилой мужчина ехал в Москву из Костромы. Рассказывал: «У нас когда-то в Костроме был музей. Потом он распался, и появились на рынке документы, разной древности. Я заинтересовался и купил документ 1916 г. Свидетельство об окончании Петровской учительской семинарии Александра Михайловича Морозова. Она у меня долго лежала, думаю, отвезу в Петровск». Привез в музей. Это уже подлинник.

Кропотливо собирается в музее материал о бывшем заведующем ОБЛОНО Марке Дмитриевиче Лебедеве. Минимум данных – семья уехала, мать умерла. Но что-то есть в архивах. «…Выпускник Петровской школы. Трагически погиб. Умнейший человек был, оратор. Слушать его были готовы часами. Когда-то Лебедевы и Сухановы жили на одной улице. Марк Дмитриевич работая, зав. ОБЛОНО, не забывал о нас. В то время я была завучем и когда приезжала к нему, он всегда помогал. Был такой случай, что в школе объявилась эпидемия, дизентерия. Пошло с пришкольного интерната. Попали в больницу директор и второй завуч. Осталась я одна «во всех лицах». Комиссия за комиссией, 15 человек в больнице, предписания, что сделать немедленно, что прямо сейчас, а денег нет. Потом вдруг деньги дали 20 декабря, но 25 декабря кончается финансовый год. Поехала к Лебедеву: «Марк Дмитриевич, выручай!» Дали столько денег, а тогда ведь ничего нельзя было сразу купить. Он сел за телефон, везде обзвонил, договорился – завтра парты там-то брать, шкафы там-то. Все новое для интерната. И плиты электрические, и столы, и кровати. Наши предприятия помогли с транспортом, а водители были все наши выпускники и как-то они отзывались. Тогда нам дали 7 машин в один день. Всех учителей-мужиков я сняла, они поехали и все привезли. Я его вспоминаю всегда с большой благодарностью»13.

Прислала письмо выпускница 1941 г. Фаина Николаевна Подгорная, живет в Москве, а когда-то жила в Переславских Горках. Ей не удалось побывать на юбилейных торжествах. В письме – воспоминания о выпускниках 1941 г. Об их судьбах. Фотография класса 1934 г. и комментарий к ней.

Раздел «Листая страницы истории школы» содержит материалы об отдельных выпускниках, о производственной бригаде, о школьном лесничестве «Березка», о школьных традициях. День знаний 1 сентября, День учителя, День самоуправления, День здоровья, выпускные вечера, вечера встречи с выпускниками. Выпускники приходят, фотографируются.

Раздел «Школа в военные годы». На базе школы работал военный госпиталь. Был здесь детский дом для детей блокадного Ленинграда. О данном периоде удалось собрать материалы и фотографии. Дернова, теперь Титова Галина Афанасьевна, одноклассница А.Ф.Сухановой, помогла оформить альбом о детях блокадного Ленинграда. С ней идет переписка. Галина Афанасьевна часто выступает в Ярославле, когда бывают дни блокадников, в составе делегации неоднократно ездила в Ленинград на юбилейные даты. В данном разделе помещен материал об учителях и выпускниках, погибших на фронте. В музее имеется Памятная доска с фамилиями Героев. Когда в школе был этаж боевой Славы, в нем размещался подробный материал обо всех петровчанах – участниках войны, об учителях-фронтовиках, о том в каких городах-Героях дети были на экскурсии. Весь этаж был соответственно оформлен от планшетов на данную тематику до подключения вечного огня.

Отдельный раздел [стенд] посвящен директору Петровской средней школы Леониду Николаевичу Ратову, который в годы войны ушел на фронт и погиб в боях за Москву. Его жена – учитель русского языка и литературы, Заслуженный учитель, Вера Васильевна Ратова, осталась тогда с двумя детьми на руках, написала в воинскую часть. Текст письма хранится в музее, представлен в данном разделе. Это письмо распространялось, как листовка в боях за Москву. Бойцы ей прислали ответ. Подлинник текста ответа хранится в фондах школьного музея, экспонируется копия. Зять Веры Васильевны, Владимир Константинович Слезкин, когда-то лектор Обкома КПСС, международник, часто приезжал в Ростов. Преподавал в медицинской академии. Добровольцем ушел на фронт. Экспонируются фотографии, материалы из его фронтовой жизни, как он спас немецкий город, благодаря своей дипломатии. Со своей женой, сыном он ездил на место гибели Ратова под Москву. Им было написано стихотворение «О комиссаре Ратове», представленное в данном разделе.

Раздел «Спортивная жизнь» повествует о Леониде Сергеевиче Голышеве, который считается общественным тренером, о ребятах и взрослой команде, какую возглавлял Геннадий Андреев. Они были участниками областных и Всероссийских соревнований. О них оформлен альбом с фотографиями. Футбольная команда: тренер Александр Михайлович Антонов. Ребята взрослой команды «Автомобилист» создавшие в поселке первую хоккейную команду. Школьная команда – «Колосок», 1969 г. Команда «Чайка». Леонид Сергеевич много сил положил на тренировки и воспитание ребят в команде. Он был внимателен к детям. «…Как-то школьная команда была в лагере «Воронино», смотрю, Леонид Сергеевич бежит. Я ему: «Ты, почему здесь, как там дети?» – «А я за сапогами для ребят приехал – дожди пошли». – «Ну, какой ты внимательный, молодец!» В то время у нас в школе учился Кирсанов Андрей. Будучи еще учащимся, он состоял членом сборной команды центрального спортивного общества «Урожай» СССР. Тогда он был бронзовым призером. Сейчас он работает учителем в с. Дмитриановское. Там многих приобщил к спорту. Раньше они часто приезжали к нам на соревнования в спортзал, родители и дети. Кубков спортивных было много, сохранилась только часть»14.

Два отдельных раздела в группе стендов по центру зала рассказывают о Заслуженных учителях школы. О них собран большой материал. Екатерина Николаевна Красавина, Ржевские, Людмила Николаевна Карташова, [Парыгина] уроженка пос. Поречье, Иван Павлович Благовещенский, участник Великой Отечественной войны, директор школы, Леонид Николаевич Ржевский, Вера Васильевна Ратова, Клавдия Николаевна Бокарева. В 2004 г. намечена встреча с выпускниками школы, имеющими звание Заслуженного учителя.

Далее стенд с именами учителей школы награжденных Орденом Ленина. Затем, учителя – (на тот момент, сейчас их стало больше), методисты, старший учитель, Отличники, Ветераны труда и общая фотография педагогов на тот период.

Стенд: «Директора школы» разного времени. Материалы и фотографии. Николай Александрович Ратов, Иван Васильевич Дьяков, Иван Павлович Благовещенский, Николай Прокофьевич Губкин, Николай Полуэктович Семенов.

Раздел «Погибшие в Афганистане» – повествует о выпускниках школы Юрии Кукине и Николае Рыжове. Грамоты, фотографии тех лет, удостоверения, трудовая книжка Коли Рыжова. В музее хранится альбом с материалами и фотографиями всех участников Афганской войны, жителей поселка.

Раздел: «Выпускники», пожалуй, самый большой в музее. Ряд вертикальных и горизонтальных стендов и витрин, занимающих почти всю восточную сторону зала, показывают достижения выпускников школы разных лет, их переписку с родной школой, научные труды, авторские свидетельства, грамоты, газеты, фотографии и т.д. Например, Владимир Киселев. После окончания Ленинградского высшего инженерно-морского училища он был направлен в экспедицию на Северный полюс. Стал начальником данной экспедиции. В музее представлены подаренные им уникальные фотографии Севера. Выпускник А.Ф. Сухановой – Андрей Снежков. Вместе с Павлом Беловым также окончили Ленинградское высшее инженерно-морское училище. Сейчас Андрей – капитан дальнего плавания, живет в Тольятти. Павел остался в Петербурге, закончил аспирантуру и работает там же. Они плавали по всему миру, и первые годы приезжали, ребятам рассказывали много интересного. Ирина Баринова – поэтесса. Юрий Николаевич Слезин, был заведующим ОБЛОНО, главным врачом областной больницы, а ныне главный врач санатория «Малые Соли». Евгений Иванович Мотыльков и сейчас работает в школе.

Бережно хранятся экземпляры научных трудов, авторские свидетельства выпускников школы. В школе подсчитали, 15 выпускников работают преподавателями в высших учебных заведениях. Профессора, академики, доктора наук, кандидаты наук. Например, Владимир Сергеевич Шилов, одноклассник А.Ф. Сухановой. Написал 12 учебников, по которым учатся студенты технических вузов. Часть из них экспонируется в разделе. Здесь и список научных трудов, а также его документы, удостоверения, что он является доктором технических наук, профессором, действительным членом международной Академии наук. По данным материалам иногда проводят уроки, рассказывают ученикам о выпускниках, проводят с ними встречи.

Борис Александрович Шишов окончил Ленинградскую медицинскую академию и работал в области бактериологической медицины. Долгое время это было засекречено, и сейчас при встрече не все мог бы рассказать. Он был на юбилее, приезжал в 2003 г. и в 2004 г.

Леонид Александрович Коледов, профессор, доктор технических наук, зав. кафедрой микроэлектроники, сейчас декан факультета Московского института радиоэлектроники. У него очень много научных трудов, которые изданы за границей и получили большое признание.

Юрий Николаевич Бубнов, доктор химических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Наук, возглавляет институт неорганической химии имени академика Несмеянова.

Борис Михайлович Ужинов, доктор наук, лауреат Государственной премии, Заслуженный деятель науки, профессор, до сих пор работает в МГУ им. М.В. Ломоносова.

Здесь материалы, о выпускнике Владимире Орлове, который несколько лет был представителем Президента в Калининграде, а сейчас возглавляет Калининградский арбитражный суд.

Дмитриева, теперь Заворуева Галина Николаевна трудится на кафедре химии Ярославского Государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского.

Валерий Афанасьев – доктор технических наук, профессор, был деканом, сейчас проректор Московского института Легкой промышленности. Представлены две его книги.

Людмила Сергеевна Сидорова и Тамара Васильевна Фарафонтова также работали преподавателями в Москве. Валентина Михайловна Уткина, главный хранитель ГМЗ «Ростовский кремль» – выпускница Петровской школы. Александра Николаевна Скворцова, начальник Управления образования РМО также окончила данную школу. В 2003 г. она была на встрече выпускников вместе со Светланой Аркадьевной Мартьяновой. В экспозиции, в данном разделе представлено фото А.Н. Скворцовой. Борис Сударушкин учился в Петровской школе, но оканчивал Семибратовскую школу. Он также был на встрече и подарил свои книги.

Раздел «Студия бального танца». Долгое время студией «Константа» руководит К. Салтыков. Известный коллектив, на базе ДК, но школа предоставляла им место для занятий в актовом зале, где был паркет. Каждый год, весной в школе 2-3 дня проходил конкурс – Праздник бального танца. Приезжие коллективы размещались в комнатах в пришкольном интернате. Были коллективы из Ярославля, Рыбинска, Тутаева, Калинина, иногда из Москвы и Прибалтики с показательными выступлениями.

Научно-просветительная деятельность музея

Много лет в школе работает Клуб интересных встреч. Сюда периодически приглашают выпускников разных лет на 1 сентября, в течение года, а кто не может приехать, к ним учащиеся и педагоги выезжают. Несколько лет подряд был Юрий Николаевич Бубнов. В 2002 – 2003 гг. приезжал Шишов, в 2003 г. Фарафонтова, выпускница военных лет. Летом 2004 г. она умерла. Ирина Баринова много раз приезжала. В 2003 г. была с мужем, ярославским поэтом Гусевым. В школе записывают данные встречи на видео. В 2003 г. актив музея ездил в Москву. «…Договорились с Борисом Ужиновым, который помог организовать встречу на базе МГУ. Помощь оказал и Альберт Ратов. Сначала попутно посетили храм Христа-Спасителя, побывали в Третьяковской галерее, а затем была встреча в МГУ. Пригласили Леонида Коледова, были Ужинов, Афанасьева – выпускница Петровской школы и Ярославского «Политеха», работает в Министерстве автомобильной промышленности, а также Виктор Некрасов, окончивший институт радиосвязи, работает по связи с космосом, имеет звание «Почетный радист». Интересная встреча. Выехали в 6 ч. утра, приехали домой в полночь. В МГУ пришли в 14 ч. уехали оттуда в 19 ч. Борис Ужинов все организовал, познакомил с музеем почвоведения МГУ, единственным в России. Была беседа. Учителя, ученики и выпускники Петровской школы»15.

В школе имеется своя видеокамера. В музее хранится несколько видеофильмов о школе, где запечатлены различные школьные мероприятия, праздники. Последние годы стали снимать вечера встреч выпускников. Планируется создать обобщающий фильм о данных встречах. Учащимся, зачастую и учителям – есть с кого брать пример. Иногда в поездках актив музея пользуется миниатюрной видеокамерой станции Юных Туристов, которую любезно предоставляет Николай Михайлович Тарарушкин. Сняли фильм на встрече выпускников об А.Н. Скворцовой и С.А. Мартьяновой, есть фильм о поэтессе И. Бариновой, о директоре театра В. Сергееве. Видеокамера очень важна для музея. Много выпускников работает на ответственных постах в Ярославле, Москве, других городах. Приехать в школу не могут, нет времени, а хотелось бы встретиться, школьники знают это из писем. Школьный актив музея может выезжать к ним с видеокамерой на место их трудовой деятельности, брать своеобразное интервью для последующего показа в школе на уроках и встречах выпускников. Ребятам все для жизни пригодится. Данный жизненный опыт предыдущих поколений, выпущенных школой, передается современным школьникам.

Научно-исследовательская, собирательская деятельность музея

Данный раздел темы отчасти был освещен нами выше. Дети собирают в музей старые вещи. В 2003 г. принесли найденную ими в огороде старинную глиняную свистульку. Но в школьном музее не могут ее датировать самостоятельно. В 2004 г. в классах дано задание – сбор фотографий и писем военной поры. В музее мало фронтовых писем, в 2005 г. – 60 лет Победы.

Актив музея – учащиеся и педагоги на протяжении ряда лет периодически работали с историческими документами в Ростовском филиале Государственного архива Ярославской области. Работники архива всегда шли навстречу, подбирали и выдавали дела. Искали сведения по народному образованию, в частности об Учительской семинарии. Много интересных эпизодов было прочитано, кое-что выписано, про некоторые предприятия, очень много про гимназию Кекина. Но что было нужно, к сожалению, ничего не найдено. Такое бывает. Позже музей послал запрос в областной архив ГАЯО, оставшийся без ответа. Музейному активу очень бы хотелось узнать, кто были первые учителя, первые директора и попечители? В планах актива: исследовать, искать о них материалы, оформить раздел, выставку в музее к следующему юбилею школы в декабре 2005 г.

Экскурсионная деятельность музея

На базе музея проводятся экскурсии. В 2003-2004 учебном году в музее проведено 44 экскурсии, через которые прошли все классы. Экскурсоводы – ученики школы, активисты музея. Экскурсии готовят по лекциям, каждый раздел и стенд музея отдельно. В музее проводятся обзорные и более подробные экскурсии, кроме того – беседы по классам. В музее всегда было две параллели экскурсоводов: старшие и младшие.11 класс только что выпущен из школы. Это была основа, костяк по проведению экскурсий. Осталась младшая группа. В 2003 г. были 6-е и 11-е классы. В 2004 г. остались только 7-е классы. Они провели беседы по истории населенного пункта во всех 5-6-7 классах, как в экспозиции, так и в классных комнатах. Летом проводятся экскурсии для лагеря труда и отдыха, для учащихся других школ, выпускников и гостей поселка. Материалы музея используются учителями на уроках. Школьники бывают на экскурсиях в других школьных музеях. В начале учебного года актив музея планирует посмотреть школьный музей в Угодичах и музей сельскохозяйственного колледжа в Ростове.

В музее имеется книга отзывов посетителей. В ней записи выпускников школы, лиц, посетивших музей в разное время. Был Валерий Сергеев – директор Волковского театра. Как-то зашли грибники, московские дачники: Савальский – преподаватель исторического факультета МГУ. Он обещал помочь найти в архивах год основания населенного пункта. В поселке он празднуется на основании Указа Екатерины II, когда Петровск был объявлен городом. «…Но ведь это нелепо, праздновать основание, когда он городом стал, до того он существовал же? У Н.М. Карамзина упоминается в Истории государства Российского 1207 г. Краевед Б.Е. Васильев писал запрос С.М. Каштанову, который ответил, что других подтверждений 1207 г. больше нет. Поэтому дату 1207 г. не считают основанием»16.

Перспективы развития школьного музея

В самом ближайшем будущем помещение, в котором находится музей, необходимо отремонтировать. Основные разделы экспозиции в значительной степени устарели. С момента открытия музея прошло почти 20 лет, нуждается в обновлении ветхое выставочное оборудование. Существующие разделы [Тематические комплексы] необходимо пополнить материалами, собранными активом музея в последние годы. При необходимости разрабатывать и создавать новые разделы, по той или иной теме, на основе собираемого материала, как временно-существующие [временные выставки], так и постоянные, [часть одного целого] как один из разделов обновленной экспозиции. По подсчетам актива музея ремонт и обновление экспозиционно-выставочной площади в данном музее обойдется в 25 – 30 тыс. руб. Необходима спонсорская помощь от предприятий и частных предпринимателей. Поиск спонсоров – задача всех заинтересованных в музее лиц. Шанс получить на музей такие деньги из Управления образования невелик.

В области собирательской деятельности необходимо более организованное планирование учителем, или группой учителей – историков, географов, биологов, курирующих музей собирательской работы учащихся. Есть пример школ Ярославля, Ростова, где учащиеся, под руководством педагога, ученого участвуют в археологических раскопках в городе, в маршрутах научно-исследовательских, собирательских, археологических экспедиций на территории области, округа. Это могут быть целевые походы и выезды школьников в ближайшие населенные пункты, улицы, отдельные дома, усадьбы и территории для их изучения, сбора экспонатов по любой тематике: исторической, географической, биологической. В данном виде музейной работы в школе важны вопросы организации и руководства. Это компетенция директора школы и учителя – руководителя экспедиционного отряда. При проведении с такими целями похода, выезда – маршрута экспедиции учитель, как руководитель отряда и учащиеся – активисты музея ведут полевой дневник. В него записываются: данные о количестве участников похода, экспедиции, его цели, направления, места и времени. На месте в дневнике фиксируются все проводимые исследования: опрос старожилов, первичное описание обнаруженного, приобретенного предмета и т.п.

В области фондовой работы данного школьного музея большой недостаток – отсутствие инвентарной книги как таковой. Необходимо четкое ведение инвентарной книги, где фиксируются все поступившие в музей предметы, им присваивается инвентарный номер, производится первичное описание.

  1. С. Мартьянова. Юбилей Петровской средней //Газета «Путь к коммунизму 27 декабря 1985 г.
  2. «Была война…» Сборник документов и воспоминания о Ростове в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Ростов, 2001. С. 141-149.
  3. Воспоминания Алевтины Федоровны Сухановой, учителя истории, заведующего музеем Петровской средней школы. Аудиозапись. 26 августа 2004 г. А.Г. Морозов.
  4. Там же.
  5. РФ ГАЯО. Ф. 113. Оп. 1. Д. 1. Л. 234.
  6. РФ ГАЯО. Ф. 113. Оп. 1. Д. 9. Л.106 об.
  7. Подробное статистическое обозрение фабрик и заводов Ярославской губернии. С.П.б. 1857 г. С. 25; Ярославский календарь на 1889 год, Ярославль, 1888. С. 31; РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 422. Л. 25; Справочная книжка по Ярославской губернии на 1896 год, Ярославль, 1896. С. 50.
  8. РФ ГАЯО. Ф. 113. Оп. 1. Д. 10. Л. 34.
  9. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 294. Л. 9.
  10. Ярославский календарь на 1889 год. Ярославль 1888. С. 69; Ярославский календарь на 1889 год. Ярославль 1888. С. 31; В. А. Колесникова. Огородничество в селе Поречье Ростовского уезда Ярославской губернии. Ч. II. Ярославль, 1897. С. 18; Справочная книжка по Ярославской губернии на 1898 год. Ярославль, 1898. С. 74.
  11. Справочная книга Ярославской губернии на 1908 год. Ярославль, 1908. С. 71; Справочная книга Ярославской губернии на 1909 год. Ярославль, 1909. С. 87; Справочная книга Ярославской губернии на 1914 год. Ярославль, 1914. С. 45.
  12. Воспоминания Алевтины Федоровны Сухановой, учителя истории, заведующего музеем Петровской средней школы. Аудиозапись. 26 августа 2004 г. А.Г. Морозов.
  13. Там же.
  14. Там же.
  15. Там же.
  16. Там же.