Г.А. Никитина, Т.И. Козлова

Новое содержание традиционных форм научно-просветительной работы в музее

(о работе научно-просветительного отдела ГМЗ «Ростовский кремль» к 160-летию со дня рождения А.А. Титова)
Иллюстрации
Утверждение и распространение нравственности возможно через традицию и мимесис.
Арнольд Тойнби

Мысль, высказанная А. Тойнби в его работе «Постижение истории», очень актуальна в наше время. Вопросы «делать жизнь с кого?», «в чем смысл жизни?» продолжают оставаться актуальными и для современной молодежи. Современная молодежь, конечно же, обладает большим объемом знаний и более широкими возможностями для их получения. Но сама по себе сумма знаний или уровень образованности еще не формируют личность. Необходимы нравственные ориентиры, изучение личностного опыта других людей, понимание необходимости общественной морали. И обрести их можно, изучая историю родного края, жизнь и деятельность людей, некогда ее творивших, чьим наследием мы сейчас располагаем.

Научно-просветительный отдел ГМЗРК видит свою цель и сам смысл своей работы в пропаганде и популяризации исторического и культурного наследия, поддержании и сохранении лучших традиций Ростова, и через них – воспитание патриотов родного города, знающих его историю, имена, дела земляков. Это является также средством социальной адаптации подрастающего поколения в современном обществе, т.к. позволяет понять и оценить закономерность событий и роль личности в истории родного края, а, следовательно, и страны в целом.

В прошлом 2004 г. исполнилось 160 лет со дня рождения Андрея Александровича Титова, выдающегося ростовского гражданина, историка, археографа. Это событие, к которому необходимо было привлечь внимание ростовцев и, прежде всего, школьников города. К сожалению, сегодня немногие жители Ростова знают это имя, а ведь А.А. Титов очень многое сделал для спасения памятников города и прежде всего – Кремля, который определяет ныне облик всего города и перспективы его развития, как туристического центра. Таким вот образом возникла идея программы «Гражданин Ростова». Ее целью было воспитание патриотизма у школьников, понимания роли личности в обществе и гражданского долга.

Задачи программы:
1. Познакомить школьников с жизнью и деятельностью А.А. Титова;
2. Дать им определенные знания о Ростове, его общественной жизни и частной жизни его граждан во второй половине XIX – началеXX вв.;
3. Показать на примере Ростова, что в это время в России формировалось гражданское общество, деятельным членом которого был А.А. Титов;
4. Расширение кругозора школьников, развитие их чувственно-эмоциональной сферы.

Формой осуществления этой программы для достижения ее целей и задач мы избрали конкурс детского рисунка «Гражданин Ростова».

Почему мы выбрали именно такую форму?
– из-за четкой и конкретной ее мотивации – создание рисунков, посвященных А.А. Титову и его времени.

Причем, к участию в конкурсе приглашались не только учащиеся художественных школ и изостудий, но и ученики обычных средних школ. Мы прекрасно осознавали, объявляя конкурс, что современные ростовцы мало знают об А.А. Титове и его времени, хотя в городе сохранилось много свидетельств его деяний, а историческая часть Ростова сберегла облик и отчасти даже атмосферу того времени. После объявления конкурса «Гражданин Ростова» мы начали подготовку непосредственно будущих его участников.

И сначала мы пригласили их в музей, где в конференц-зале ученый секретарь музея Е.И. Крестьянинова (ее научная тема – история ростовского купечества) провела беседу об А.А. Титове, его времени и круге общения. Рассказ сопровождался показом фрагментов документальных видеофильмов об А.А. Титове, созданных на местном и федеральном телевидении. Таких встреч-бесед было несколько, и яркий рассказ Е.И., кадры документального кино вызвали живой интерес у детской аудитории, что выразилось в большом количестве вопросов по теме выступления, которые были заданы по его окончанию.

Следующий этап подготовки к конкурсу представлял собой экскурсию по ул. Покровской (совр. Ленинской) – родной улице А.А. Титова, где он родился и прожил всю свою жизнь. Следует отметить, что именно эта ростовская улица более других сохранила облик XIX в.; уцелел и родовой дом Титовых. Экскурсия «Вдоль по Покровской», которую разработала заведующая научно-просветительным отделом Г.А. Никитина, была экскурсией во времени. Учащиеся видели улицу XIX в., по которой ежедневно проезжал в экипаже или проходил, одаривая встречающихся детей конфетами, Андрей Александрович. Школьники узнали о живших на этой улице состоятельных гражданах Ростова – современниках А.А. Титова. Начинающаяся у стен Кремля, спасенного трудами А.А. Титова, экскурсия заканчивалась у его дома, подробным рассказом о домашнем укладе его семьи, внутреннем устройстве дома. Для многих детей эта экскурсия была открытием, ведь они ежедневно ходят по этой улице, но ничего подобного никогда не слышали, не знали. И по ее окончанию они смотрели на эту улицу совершенно другими глазами. Позже некоторые рассказывали, как удивляли они своих друзей и родных знаниями прошлого такой знакомой и обычной улицы.

В то время, когда проходили эти первые два этапа подготовки к конкурсу, мы совместно с учителями и учащимися начальной школы № 6 для заключительного этапа готовили детский спектакль «Именины в купеческом доме». Г.А. Никитиной был разработан сценарий, построенный на основе воспоминаний ростовцев, хранящихся в архиве музея, в который были включены подлинные детские стихи и песенки начала XX в. К этому спектаклю маленькие артисты также разучили вполне взрослые танцы того времени – полонез, краковяк, польку. И вот прошли шумные репетиции – сначала в школе, а затем в музее. Сшиты бальные платья для девочек, которые в них чувствовали себя маленькими принцессами и немного свысока посматривали на окружающих. На сцене началось представление. Зал смотрел на юных артистов завороженно, а те пели, читали стихи, танцевали и играли в старинные игры. Это был настоящий спектакль! Он так понравился зрителям, что через некоторое время нам пришлось его повторить.

Вот после такой подготовки, проводившейся в течение трех месяцев, наступила очередь творить уже самим участникам конкурса. В их распоряжении были три летних месяца. А в начале октября в фойе конференц-зала музея открылась выставка «Гражданин Ростова», на которую было представлено более 70 детских работ. С ними познакомились не только школьники, приходившие на своеобразные экскурсии и узнававшие о выдающемся гражданине Ростова, но и взрослые гости музея, которые 20 октября были приглашены на прием в честь 160-летия А.А. Титова, а также участники научной конференции «История и культура Ростовской земли», проходившей 11-13 ноября (заметим, что среди них была и пра-пра-правнучка А.А. Титова, ныне живущая во Франции).

В декабре 2004 г. состоялось торжественное закрытие выставки. Все ее участники получили бесплатные именные билеты в музей на 2005 г. и специально разработанные буклеты «А.А. Титов». Авторы лучших рисунков получили еще и ценные подарки. И последнюю точку в этой работе поставили старинные игры, в которые с увлечением играли все участники закрытия выставки.

Таким образом, используя традиционные формы работы со школьниками, наполняя их новым содержанием, мы, как нам представляется, достигли цели. Жизнь и деятельность А.А. Титова, о которых школьники узнали, участвуя в программе, являются нравственным примером для подрастающего поколения.