Р. Ф. Алитова

Неосуществленный проект

Одним из главных организаторов реставрации Ростовского кремля в конце XIX - начале XX вв. был Иван Александрович Шляков. Он сочинял проекты, составлял сметы, вел переговоры с подрядчиками, выплачивал деньги и принимал расписки у производителей работ, вел финансовую документацию, наблюдал за процессом реставрации, отчитывался перед Московским Императорским Археологическим обществом (членом которого состоял). Его поистине великий труд до сих пор не оценен должным образом.

В научном архиве Ростовского музея хранится ценный документ, раскрывающий одну из граней таланта И. А. Шлякова. Это проект росписи интерьера Белой палаты Ростовского кремля.

31 декабря 1886 г. И. А. Шляков отправил сочиненный им проект на рассмотрение председателю Комитета Ростовского Музея Церковных Древностей ярославскому губернатору А. Я. Фриде. Проект не был осуществлен по неизвестным причинам. Белая палата осталась не расписанной, но важен сам факт существования программы росписи.

Документ публикуется с сокращениями.

"Его Превосходительству Господину Председателю Комитета Ростовскаго Музея Церковных Древностей.

Проэкт на росписание Белой Палаты.

Согласно поручению Вашего Превосходительства, имею честь представить при сем составленный мною проэкт на обсуждение Комитета, состоящаго под Вашим Превосходительством, вместе с рисунками-эскизами, расписание сводов и стен внутри Белой Палаты.

В настоящем проэкте систематически изложен порядок производства живописных работ, которыя подразделяются на следующия группы: 1) росписание самых сводов по моему мнению должно быть произведено орнаментом в строго научном виде по образцам существующаго (разнообразных форм) орнамента в кремлевских церквах г. Ростова и кроме того, чтобы достигнуть более полнаго подражания образцам древности, а полагал бы поместить на сводах изображения Русских Царей XV-XVIII в., основываясь на существующих образцах в паперти Спасо-Преображенской соборной церкви в Новоспасском Моск. Монастыре - Родословное древо. 2) Надоконные сводики (закомарочки) я полагал бы заполнить живописью т. е. нескончаемым орнаментом, окаймляющим ветвями круги и в тех кругах поместить по одному из аллегорических изображений - общепринятых в древности. Таковыя изображения мы привыкли видеть как на древних кафелях, каменных церковных плитах и друг. памятниках, так равно изображения эти применялись предками и к деревянным резным иконостасам. Даже и до настоящаго времени в церкви Иоанна Предтечи в Толчкове на царских вратах в миниатюре резьбы сохраняются таковыя изображения, в виде орлов, грифонов и друг. птиц. Да и в некоторых кремлевских церквах существуют изображения одноглавых орлов и других птиц, окаймленных фресковым орнаментом.

Или Комитету будет угодно применить к росписанию образец, заимствованный мною с каменографов, существующих на фасаде Костромской Воскресенской церкви (в Дебре) XVII в., который представляет изображение круга, обвитого орнаментом в виде ветвей лавруса с помещением розновидных розеток; в круге же том помещен двуглавый орел. Вообще тот, или другий образец древности можно принять смело к руководству алфресковаго письма.

3) Росписание оконных откосов я полагал бы произвести в рамках темно-малинового цвета - тоже орнаментом, но при этом предложил бы Комитету, чтобы при росписании откосов, на каждом из них было помещено в особой рамке клейма (примечание - Образцы орнамента для таковых клейм-рамок можно заимствовать в Иоанно-Богословской и Воскресенской Кремлевских церквах г. Ростова) текст славяноцерковными письменами, заимствованный из летописных актов, относящихся до местной церковной истории г. Ростова. Помещение подобных исторических актов на стенах музея, по моему мнению весьма пригодно относительно применения самой задачи к археологическим данным; да кроме этого настенныя изображения летописных актов будут приносить и научную пользу, давая возможность, массам лиц, посещающих музей знакомиться с нашею отечественной историей. В добавление сего моего мнения самый вид палаты может много выиграть во внешнем отношении красоты ея убранства.

4) 12 подвесных от арок серег тоже необходимо покрыть орнаментом каждую деталь серьги отдельно, подражая существующим образцам дверных откосов и архитрава в Спасской на сенях церкви; и 5) Нижний цоколь во всей палате должен быть росписан полотнами (полотенцами), образцы которых художник найдет в многочисленной коллекции образцов каждой кремлевской в Ростове церкви.

Остальныя места палаты, как более закрытыя иконами и портретами, я полагал бы оставить окрашенными бледно бирюзовым цветом, только окаймив малиноваго цвета лентою рамки портретов.

На основании сего конкуренту, взявшему исполнение живописи в Белой Палате, предстояло бы выполнить следующия работы: 1) Росписание сводов. 2) Росписание 16 закамарочек. 3) Росписание откосов: 7 оконных , с 14-ю клеймами текста и 2-х дверных без клейм, приблизительно около 22 квадр. саж. 4) Покрытие орнаментом 12 серег. и 5) У двух сторон палаты воспроизведение полотен, с верхней рамкой орнамента, приблизительно около 25 квадр. саж.

При этом я бы имел честь дополнить, чтобы каждый из лиц, явившихся конкурировать в подряде живописных работ, был бы допущен не прежде, как представит Комитету образцы-эскизы на картоне предпринимаемых им к выполнению фресковых работ, дабы Комитету было возможно по представленным образцам судить об опытности подрядчика живописца. Точное выполнение древняго орнамента требует от художника кроме техническаго знания и навыка с точностию изображать разновидные фигуры его богатых форм - нужно еще иметь способность при очертаниях фигур вполне (относиться) отрешиться от рутинной шаблонности, которая ни под каким предлогом не допускается в рисовке древняго орнамента. Затем, кроме усвоения стилистики в округлениях разновидных форм, требует от живописца и большое уменье прилагать колера цветов - с умелостию составлять теневыя и бликовыя части орнаментики. Кроме того я полагал бы еще дополнить следующим обязательным для живописца правилом, чтобы очертания контур каждой фигуры были бы калькированы с образцов на коленкоровую бумагу и только тогда по моему убеждению этим путем можно будет достигнуть желательных результатов точнаго и технически вернаго подражания орнаментам (оригиналам).

Затем, если Комитетом будет принят настоящий мой проэкт, то мною будут изготовлены образцы, в более чистых рисунках, исполненных красками скопированных точно с подлинных образцов орнамента, находящихся в кремлевских и Спасской на площади церквах г. Ростова. Эти образцы-рисунки могли бы служить настоящим пособием для живописца и рисунки эти могли бы быть представлены на утверждение Императорского Московскаго Археологическаго Общества".