Т.Л. Никитина

Реставрация фресок церкви Воскресения в XIX веке

Храмы Ростовского кремля украшены древней стенной живописью. Фрески церквей Спаса на Сенях, Воскресения и Иоанна Богослова за столетия своего существования пережили многие невзгоды - пожары, запустение, неумелые поновления. Во время восстановления Ростовского кремля в конце XIX века началась реставрация и древних стенописей.

Целью реставрации в то время было не только укрепление обветшавших построек, но и возвращение им древнего вида. Поэтому реставраторы стенописей стремились прежде всего очистить их от поздних наслоений, искажающих первоначальный рисунок и колорит. Однако росписи воспринимались тогда только как памятники древности, а художественное значение их оставалось еще не оцененным.

Все работы по реставрации фресок велись под наблюдением И.А. Шлякова, представлявшего в Ростовской Кремлевской Комиссии Московское Археологическое общество. Прежде чем заключить с мастером условие, Комиссия обычно поручала ему произвести пробную работу, строго требуя соблюдения древнего стиля.

Реставрационным работам 1880-1890-х гг. предшествовал ремонт церквей, проведенный в 1860-х гг. по инициативе ростовского купца И.И. Хранилова. Во время этого ремонта росписи были местами грубо поновлены.

Первые расчистки фресок ц. Воскресения были произведены в 1889 году. И.А. Шляков писал: "стенопись на паперти Воскресенской церкви оставалась до 1880-х гг. сплошь замалеванною новыми красками и была перепорчена так, что некоторыя картины имели совершенно противоположный сюжет против существовавших древних; орнамент и полотенца, украшающие цоколь паперти, были замазаны черно-дикою краскою с напрыском белых и коричневых красок … И вот благодаря проживавшему здесь в это время в Ростове в 80-х гг. Михаилу Яковлевичу Виллие, обратившему на этот предмет внимание, новыя краски были легко (как клеевыя) смыты посредством губки с водою и теперь здесь существует во всей неприкосновенности древнее превосходное письмо… Работы по отмывке этой стенописи производились под непосредственным моим и М.А. Виллие наблюдением". (Описание древней стенописи в Воскресенской церкви Ростовскаго кремля, посланное при письме (В.В. Суслову) от 7 августа 1894 г.).

В 1890-1891 гг. вместе с архитектурной реставрацией Воскресенской церкви продолжалось и раскрытие живописи. На этот раз работы проводились не только в галереях, но и в основном помещении церкви, где были установлены леса. Из документов Кремлевской комиссии известны имена мастеров, производивших расчистку фресок - это были Н.И. Морокуев, В.В. Лопаков и К.Я. Леонов. Н.И. Морокуев, судя по фамилии, скорее всего, ростовский мастер. К. Я. Леонов - иконописец из с. Боголюбова Владимирской губернии, расписывавший в Ростове в 1890 г. еще и ц. Спаса на Песках. В.В. Лопаков происходил из Мстеры. В старых книгах о Ростове (например, у Б.Н. Эдинга) опубликованы фотографии росписи ц. Воскресения, позволяющие представить вид росписи после этой реставрации.