23-25 августа 2013
30 августа 2013
пройдёт III Международный
фестиваль монастырской культуры
«Ростовское действо»
 
 
 

III Международный фестиваль монастырской культуры «РОСТОВСКОЕ ДЕЙСТВО» проходит в стенах Ростовского кремля в год 130-летия музея.

На протяжении столетий монастыри были не только «местами духовно-аскетического делания» но и центрами развития культуры. В них накапливалось и воплощалось молитвенное знание, дошедшее до нас в светоносных ликах икон, в золотошвейных узорах, полных смирения и изысканности, в строгой чистоте соборной архитектуры, в небесной тишине и неопаляющей огненности древних роспевов. Само монашеское жительство традиционно воспринималось как «искусство из искусств».

Монастырский уклад с его подчинению  небесному при всем при этом был образцом жизни земной. В стенах монастырей развивались и совершенствовались ремесла и искусства, оказывавшие огромное влияние на жизнь государства. Это книжное дело, иконопись, золотошвейное шитье, кружево, изготовление финифти, кузнечное, плотничье дело, садоводство, выращивание лекарственных трав и многое другое. Сегодня возрождение монастырских традиций неотъемлемо связано с возрождением древних ремесел, призванных помочь современному человеку ощутить неразрывную связь времен.

Символ фестиваля – трубящий ангел, объединяющий в своём образе духовную и музыкальную составляющие. Так и фестиваль имеет двучастную структуру: средневековая духовная музыка и монастырский быт.

Главной составляющей  фестиваля является музыкальная программа, в рамках которой проходят концерты древней христианской музыки. На концертах прозвучат аутентичные церковные песнопения и духовные стихи средневековой Руси, византийские духовные песнопения. Отдельной частью музыкального действа  является «Ростовская сюита» - произведение современного композитора Андрея Дойникова, где воедино сплетаются древние тексты, мелодии и звучание симфонического оркестра.

В рамках фестиваля посетители музея смогут посетить книжную выставку-ярмарку, в залах экспозиции «Древнерусское искусство» увидеть мастер-классы по иконописи и золотошвейному шитью, попробовать и оценить блюда монастырской постной кухни.

На протяжении всех фестивальных дней будут звучать колокольные звоны.


УЧАСТНИКИ ФЕСТИВАЛЯ

Ансамбль древнерусской
духовной музыки «Сирин»
(Москва)

Оркестр театра Новая Опера
(Москва)

СОДРУЖЕСТВО МУЗЫКАНТОВ «ЭТНОСФЕРА»

МОСКОВСКИЙ СИНОДАЛЬНЫЙ ХОР
(Москва)

Вокальный ансамбль "Элеон"
(Санкт-Петербург)

Фольклорный ансамбль «ВЕРЕТЁНЦЕ»
(Москва)

Византийский хор «En Psaltirio»
(Греция)

Андрей Дойников
(Россия)

 

Ансамбль древнерусской духовной музыки «СИРИН» создан в октябре 1989года Андреем Котовым – певцом, хормейстером и фольклористом, долгие годы занимающимся изучением особенностей аутентичного пения русской средневековой музыки и народных песен. Название ансамбля произошло от имени райской певчей птицы, что поёт «неизреченные песни о спасшихся душах». Поводом к возникновению «СИРИНА» стало стремление молодых музыкантов к постижению древних традиций духовного пения.

Звучание ансамбля отличается особой манерой, в которой сочетаются приемы мастеров аутентичного пения, яркий, насыщенный обертонами звук и утонченная мелодическая эстетика. Ансамбль поёт древнерусские богослужебные песнопения XV–XVIII веков: знаменный, путевой, демественный распевы, строчное и знаменное многоголосье, ранний партес, монастырские распевы, партесный концерт.

Оркестр Московского театра Новая Опера им. Е. В. Колобова — высокопрофессиональный коллектив. Особая роль, отводимая оркестру, связана с разнообразием творческих интересов работающих в театре дирижеров — Яна Латама-Кёнига (главный дирижер), Народного артиста России Анатолия Гуся, Заслуженных артистов России Евгения Самойлова, Николая Соколова, а также Дмитрия Волосникова, Валерия Крицкова, Василия Валитова. В разные годы главными дирижерами театра Новая Опера являлись: Евгений Колобов (1991–2003), Феликс Коробов (2004–2006), Эри Клас (2006–2010)..

Помимо участия в оперных спектаклях оркестр выступает с симфоническими программами на лучших концертных площадках России: в Большом зале консерватории, Концертном зале им. П. И. Чайковского, в Санкт-Петербургской филармонии. Концертный репертуар оркестра разнообразен: симфонии П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, С. В. Рахманинова, Л. Бетховена, В. А. Моцарта, произведения И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита, А. Онеггера, Ф. Шопена, Э. Лало.

Оркестр Новой Оперы тесно сотрудничает с балетными коллективами — Имперским Русским Балетом, Государственным академическим театром классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва, со звездами балета — Фарухом Рузиматовым, Юлией Махалиной, Анастасией Волочковой; является постоянным участником Ежегодного фестиваля балета в финском городе Миккели (совместно с Имперским Русским Балетом), а также Летних балетных фестивалей в Москве.

 

Фольклорный ансамбль «ВЕРЕТЁНЦЕ» создан Е.А. Краснопевцевой в 1981 году.

Сегодня «Веретёнце» - один из ведущих творческих коллективов России. Главной задачей коллектива «Веретёнце» является сохранение русских фольклорных традиций – от музыкально-поэтического фольклора и традиционных обрядов до народных костюмов и предметов быта.

На протяжении тридцати лет фольклорный ансамбль «Веретёнце» бережно собирает этнографический материал Курской области. В курских селах собрана и богатейшая коллекция костюмов и народных музыкальных инструментов, придающих выступлениям ансамбля такой яркий и достоверный народный колорит.

 

Петербургский вокальный ансамбль "Элеон" основан в 2006 году по инициативе композитора Александра Маноцкова. Элеон – Масличная Гора в Иерусалиме. У разных слушателей с этим могут быть связаны разные ассоциации, с которыми ансамбль радостно соглашается.

Основная особенность ансамбля - объединение преимуществ академической и народной традиции - в "Элеоне" поют, в основном, фольклористы, но репертуар включает в себя и современную музыку разных композиторов, и старинную западноевропейскую, и традиционную русскую музыку. Также "Элеон" занимается древнерусской духовной музыкой, русским барокко - в составе ансамбля есть музыковеды со своими уникальными наработками. В «Элеоне» есть несколько композиторов, исследователей старинной музыки, все певцы имеют собственные экспедиционные наработки, поэтому время от времени разные участники ансамбля «встают у руля» для осуществления собственных идей.

"Элеон" - участник нескольких постановок в Александринском театре; у ансамбля есть и свой собственный спектакль - перформанс "Хождение", созданный на основе русских народных песен. Ансамбль был на гастролях и в экспедициях в США, Индии, разных областях России.

 

МОСКОВСКИЙ СИНОДАЛЬНЫЙ ХОР

Синодальный хор, один из старейших профессиональных хоров России, был создан в Москве в 1721 году. Основой Синодального хора послужил хор Патриарших певчих дьяков, возникший в конце XVI века. Первоначально в состав Патриаршего хора входили только певцы-мужчины духовного звания. До середины XVII века пение было одноголосным, позже хор начал исполнять многоголосные партитуры, в связи с чем в его составе появились детские голоса (альты и дисканты). С упразднением патриаршества в 1700 году певчие стали именоваться «соборными» и были прикреплены к Успенскому собору Кремля. После учреждения Святейшего Синода в 1721 году они были переведены в его ведомство и стали называться синодальными. На протяжении XVII-XVIII веков патриаршие певчие и в дальнейшем Синодальный хор по уровню и мастерству исполнения соперничали и как бы составляли «московскую» параллель хору государевых певчих дьяков, переименованному при Петре I в Придворную певческую капеллу, переведенную в Петербург.

Нынешний Московский Синодальный хор начал свое возрождение весной 2009 года с назначением митрополита Волоколамского Илариона настоятелем храма «Всех скорбящих радость». Руководитель Московского Синодального хора – заслуженный артист России Алексей Пузаков.

СОДРУЖЕСТВО МУЗЫКАНТОВ «ЭТНОСФЕРА»

«Этносфера» объединяет в своем кругу выдающихся музыкантов, композиторов, фольклористов, творчество которых связано с этнической культурой народов России. Это не просто объединение известных творческих личностей, а стремительно развивающееся культурное движение, целью которого является привлечение внимания профессиональных музыкантов, творческой молодежи и всех, кого волнует судьба отечественной культуры, к проблеме сохранения и развития русской традиции в новых формах современной музыки.

Среди постоянных участников «Этносферы» Сергей Филатов (фортепиано и клавишные), блестящий гитарист - Виталий Кись, мэтр отечественного этнодвижения, вокалист и инструменталист - Сергей Старостин, известнейший мастер игры на этнических духовых инструментах - Сергей Клевенский, ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» под руководством Андрея Котова, непревзойденный виртуоз, «золотая балалайка России», маэстро Алексей Архиповский, всемирно известный волторнист Аркадий Шилклопер, этно-фьюжн проект "Груня» и другие замечательные музыканты.

Андрея Дойникова (р.1981) называют одним из самых оригинальных и востребованных молодых музыкантов России. Сегодня он активно выступает как исполнитель, дирижер и композитор. Разностороннее образование и опыт, в основном направленый на развитие новых техник игры на маримбе, сделали его обладателем уникального репертура и одним из лучших исполнителей на этом иструменте в мире. Цель Андрея - не только утвердить маримбу на академической сцене, но и по-новому представлять знакомые слушателю классические произведения с помощью магического звука инструмента.

Андрей Дойников - выпускник Гнесинской школы-десятилетки. В 2005 году он окончил класс ансамбля ударных инструментов ФИСИИ МГК им П.И. Чайковского (класс проф. М.И.Пекарского), а в 2004 - класс фортепиано в РАМ им. Гнесиных (класс проф. Вл.М.Троппа). В консерваторские годы среди его преподаватей также были Юрий Холопов, Наталия Гутман и Алексей Любимов, глубоко повлиявшие на молодого музыканта. С 2008 Дойников стажируется у проф. Петера Проммеля в Высшей Школе Музыки г. Детмольда (Германия) в Высшей Школе Музыки г. Детмольда (Германия) и работает там же ассистентом-преподавателем маримбы и камерного ансамбля и ассистентом-дирижером ансамбля Новой музыки и ансамбля ударных Школы. В 2011 году Дойников был приглашенным преподавателем Амстердамской консерватории.

 

Византийский хор “En Psaltirio” была основан в 2007 году, его руководители Константинос Фотопулус и Константинос Бусдекис. В большом составе хора до 30 человек и все они – известные певцы и преподаватели византийской духовной музыки. Главной своей целью певцы и руководители хора считают исполнение богослужебных песнопений времен византийских императоров, которые были спасены от разрушительного действия времени. Звучание хора отличает строгая чистота, глубокое знание исторической и богослужебной сути произведений.

Хор “En Psaltirio” постоянно участвует в церковных службах, праздничных мероприятиях и концертах, где поет исключительно древние византийские песнопения. Сегодня Хор “En Psaltirio” – признан специалистами и любителями византийской духовной музыки, как один из лучших. В программе фестиваля «Ростовское действо» выступает камерный состав хора.