На первую страницу
схема расположения памятников

достопримечательности Ростова

Богоявленский Авраамиев монастырь

В восточной части города сохранилась часть сооружений одного из самых древних монастырей северо-восточной Руси -- Авраамиевского, основанного более восьми веков назад. По преданию, он был построен на месте капища идола Велеса. Монастырь сначала был построен для борьбы с идолопоклонством и выстроен для обороны города, затем он превратился в центр распространения христианства и оплот монашеского образа жизни.

С незапамятных времён в монастыре хранился жезл, данный, по преданию, учеником Христа Иоанном Авраамию, который и сокрушил жезлом идола Велеса. Иван Грозный, собираясь в очередной поход на Казанское ханство, заехал в Ростов и взял с собой жезл из Авраамиевского монастыря, расчитывая на его чудодейственную силу. Осенью 1552 года он осадил Казань -- столицу ханства. После продолжительной осады, упорных боёв Казань пала. В те времена в честь важнейших событий в политической жизни государства строили церкви. Известно, что таким памятником в Москве, построенным по велению Ивана IV после взятия Казани, стал храм Василия Блаженного на Красной площади. Но мало кому извесно, что в Ростове тогда же появился его "младший брат" -- Богоявленский собор, построенный также по велению Грозного в 1553-1554 годах на средства государевой казны в Авраамиевском монастыре. Это была царская благодарность обители за её "Чудесный" жезл способствовавший покорению "неверных".

Хотя прямых доказательств нет, но учёные на основании исследований и сравнений предполагают, что Богоявленский собор строил Андрей Малой. Храм поставлен в середине монастырского двора и призван играть роль главного храма -- собора. Это определило его конструкцию. Квадратный в плане, массивный, четырёхстолпный, с тремя апсидами, он стоит на подклете, а завершается мощным пятиглавием. К его трём углам примыкают два придела и шатровая колокольня -- тоже стоящие на подклетах. Они соединены с собором переходами, галереей, общим крыльцом и представляют собой единую группу, лишённую симметрии, но живописную и оригинальную.

Монастырь сильно пострадал при польско-литовской интервенции и долго не мог вести сколь-нибудь значительного строительства. Лишь в середине XVII века, когда архимандритом (настоятелем) монастыря был назначен Иона Сысоевич, построили каменную Введенскую, а позднее (в конце века) над западными воротами надвратную Никольскую церковь. Под церковью Введения похоронен отец Ионы Сысоевича, сам же он похоронен в Успенском соборе.

Введенский храм одно время был соединён с Богоявленским крытой галереей, которую впоследствии разобрали. Введенская и особенно Никольская церкви подвергались различным переделкам, за последнее время значительно разрушились. Поэтому сейчас трудно судить об их архитектурных и художественных особенностях.

В 90-е годы Богоявленский Авраамиев монастырь был возвращён Русской Православной Церкви. Ныне является действующим.